Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Форма входа

Это интересно

Экологическая политика: сотрудничество и борьба

Одной из главных особенностей воздействия человека на природную среду является его глобальный характер. Это впервые отчетливо осознал Вернадский. "Человек впервые реально понял, что он житель планеты, и может-должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте", — писал он в своем дневнике (В.И. Вернадский. Архив Академии наук, ф. 518, оч. 1, ед. хр. 149, л. 23-24).

Глобализация представляет собой объективный процесс, вызванный тем, что природа не имеет границ и представляет собой единую экосистему. Поэтому деятельность международных экологических организаций: и формальных, как программа ООН "Человек и биосфера" и неформальных, как "Гринпис", а также деятельность различных промышленных корпораций, — приобретает всемирный характер.

У этого процесса есть как положительные, так и отрицательные стороны. Критерием прогресса является, как уже говорилось, степень интегративного разнообразия. Глобализация усиливает интегративные тенденции, но они будут иметь положительное значение, если разнообразие социальной системы не будет уменьшаться, как это ныне имеет место в природе и обществе.

Процессом глобализации не стоит только восхищаться. Диалектика предупреждает, что всякий прогресс в одном направлении есть регресс в других. Идет процесс объединения планеты,

и надо особенно заботиться о том, чтобы не пропадало своеобразие культур, не уменьшалось разнообразие видов жизни на Земле. Надо подходить к этому естественно-историческому процессу с нравственным мерилом.

Часто под модным словом "глобализация" скрывается внедрение поверхностных американских стандартов. Это аналогично тому, чтобы сделать всем пластическую операцию, чтобы у всех было одно лицо. Обосновывается это необходимостью мировой стабильности, но последняя не достигается уложением всех в прокрустово ложе. Стабильность проистекает из жизненных традиций каждого народа и должна основываться на инвариантах, присущих всем культурам.

Решение глобальных задач заключается не в забвении национальных особенностей, а наоборот, в осознании их каждой нацией, которая может решить глобальные проблемы только на основе своего национального характера и вышедших из него форм общежития, которые в своем внешнем проявлении общечеловечны, как, например, "золотое правило" этики, известное во всех культурах.

Без осознания своих национальных потенций народ всегда остается материалом, который можно использовать. Проблески осознания своей миссии проявляются в эпоху спонтанного народного действия. Для осознания нужна атмосфера духовной свободы, а само осознание ведет к свободе физической.

Действительное объединение людей идет по линии обнаружения в других культурах близкого тебе, а не приобщения к ценностям более предприимчивых и богатых вследствие своей предприимчивости народов. "Открытие" же — мира, к которому призывает К. Поппер в "Открытом обществе", приведет к тому, что богатые нации станут еще богаче, а бедные — еще беднее, что мы и наблюдаем на примере развивающихся стран и стран бывшего СССР.

По мысли Поппера, жители этих стран из социализма попали в феодализм. Если бы так, это было бы еще ничего. Но им еще долго придется "вытравливать из себя раба", чтобы придти к светлому феодальному будущему. А если говорить серьезно, то перечень формаций К. Маркса слишком абстрактен даже для Запада, на материале которого он создавался.

Поппер эксплуатирует в идеологических целях страх перед тоталитаризмом, а экологические идеологи Запада эксплуатируют страх перед экологической катастрофой. И то, и другое вполне реально, и поэтому идеологические спекуляции столь модны.

Как бороться с глобальной идеологической экспансией? Способы давно подсказаны не только традициями народной жизни, сказками и эпосами, но и великой литературой, в которой даны необходимые рецепты. Для выработки иммунитета к нашествию массовой культуры надо читать Толстого, Достоевского и других выдающихся писателей. Тенденциям экологического колониализма должен быть противопоставлен экологический гуманизм, противодействующий давлению транснациональных корпораций, стремящихся уничтожить культурное и биологическое разнообразие для облегчения управления миром.

В условиях наступления глобализма перед каждым народом стоит задача сохранения своей национальной идентичности и тем самым спасения всего многообразия мировой культуры.

Вопросы
для повторения

1. Что такое социально-природный прогресс и каковы его составные части?

2. Что можно назвать экологической революцией?

3. Чем отличается экологическая революция от неолитической, промышленной и НТР?

4. В чем сходство и различие между понятиями "кризис" и "революция"?

5. Как вы понимаете выражение "дизайн с природой"?

6. Почему "отношение к природе — зеркало отношения к человеку"?

7. Что такое критерий прогресса?

8. Что такое культура как целостная интегративно-разнообразная гармоническая система?

9. Какие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы являются основными?

10. В чем заключается гармонизация природопреобразовательной, познавательной и этико-эстетической деятельности?

11. Как понимать единство и гармонию человека с природой?

12. Как связаны экологическое отчуждение и самоотчуждение человека?

13. Какое общество можно назвать экологическим?

14. Что такое экологическая экспертиза?

15. Зачем необходима охрана природы и как она связана с природопользованием?

16. Что такое виды-индикаторы и зачем они нужны?

17. В чем основные причины и каковы основные направления экологической борьбы между различными государствами?

18. Что можно назвать экологическим колониализмом?

19. Какие основные документы приняты в Рио и в чем значение каждого из них?

Темы
контрольных работ и докладов на семинарах

1. Понятие социально-природного прогресса.

2. Основные особенности экологического общества.

3. Гармонизация взаимоотношений человека и природы.

4. Проблема устойчивого развития.

5. Основные направления экологической политики.

6. Экологическая борьба между различными государствами.

Список литературы

1. Катасонов В.Н. Великая держава или экологическая колония? М., 1991.

2. Лем С. Сумма технологии. М., 1968.

3. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

4. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. М., 1993.

5. Тоффлвр А. Футурошок. М., 1997.

 
Дизайн :