Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

Социальные аспекты экологического кризиса в СССР

Казалось бы, меньше проблем, связанных с природной средой, должно быть в обществе, назвавшем себя социалистическом. Однако в СССР, правители которого утверждали, что они построили развитое социалистическое общество, стремление обеспечить блага правящему номенклатурному классу также обеспечивалось как за счет трудящихся, так и за счет природы.

Последнее, с целью удовлетворения растущих потребностей всех людей, было зафиксировано в явной форме. Более того, построение социализма постоянно связывалось с покорением природы, а главным противоречием социализма было провозглашено противоречие между человеком и природой. Лозунг "Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее — наша задача" был руководящим в экологической сфере.

Утверждалось, что плановое хозяйство, существующее в СССР, способно решить экологические проблемы. Да, если план составлен правильно, но выяснилось, что планового хозяйства не было, а был бюрократический беспредел. Административно-командная система делала, что хотела, и не на пользу экологии.

"Наиболее опасным для всей природы было то, что система планирования рассматривала все природные ресурсы — землю, воду, месторождения руд, леса, — как государственную собственность, фактически бесплатный товар, цена которого для пользователя была либо минимальной, либо она сводилась к нулевой… Сам план и его выполнение стали двигателем разрушения, направленным на потребление, а не на сохранение природных богатств и человека в Советском Союзе" (М. Фешбах, А. Френдли. Экоцид в СССР. М., 1992, с. 32).

Так как именно государство было фактическим владельцем всех средств производства, интересы руководителей заводов и фабрик совпадали с интересами государственных чиновников, которые обычно поддерживали "отравителей" среды. За ухудшение экологической обстановки несет ответственность и многочисленное "экологическое чиновничество", которое было лишь прикрытием, санкционирующим экологический кризис.

Хотя в СССР принято много всевозможных законов и постановлений в области охраны среды, их и не думали выполнять, так же как и соблюдать нормы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Полный провал всех экологических обещаний и проектов — результат расхождения между словом и делом.

Дополнительную лепту вносила дезинформация правительства и средств массовой информации относительно действительного экологического положения. Это нужно не только для успокоения населения, но имеет дальний прицел. Сообщение о реальных размерах экологической опасности поставило бы под сомнение всю деятельность в тех областях, которые всегда были предметами государственной гордости.

Интенсивная природопреобразовательная деятельность продолжается поныне. За преобразование платят больше, чем за охрану, потому что именно преобразование является символом

прогресса и приносит большой доход, а также помогает сохранить статус-кво в социально-политической области. Казалось бы, прогресс производительных сил должен вести (по теории) к изменению производственных отношений. Однако на практике получается иначе: развитие производительных сил способствует сохранению производственных отношений в неизменном виде. Да, и в самом деле зачем их менять, если производительные силы растут. В этом пункте, как и во многих других идеология марксизма оказывалась полностью противоположной реальности.

В свое время Гегель заявил, что если его диалектика расходится с наукой, то тем хуже для науки. Советские правители считали, что если марксизм расходится с практикой, то тем хуже для последней. Однако сами они в своей политике ориентировались все же больше на материальную практику, чем на теорию и пытались за счет так называемого технического прогресса обеспечить постоянство своей власти.

Недаром, однако, экологи писали как об экологическом законе о необходимости соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды. Государство, допускающее экологические катастрофы, опасно, и его существование не имеет экологического оправдания. Причины такого поворота событий: полное пренебрежение к человеку как личности и его правам, в том числе к праву на здоровую природную среду. Все собственно личностные моменты отбрасывались. Человек рассматривался только как производитель и потребитель произведенного под разговоры о воспитании нового человека и становлении целостной гармонически развитой личности. Через 5 лет после Чернобыля СССР перестал существовать, не в последнюю очередь по экологическим причинам.

Капиталистическая свобода товарного производства привела к так называемой "трагедии пастбищ", когда каждый предприниматель стремится охватить для эксплуатации как можно больший кусок природного целого; тоталитаризм — к психологии луддитства по отношению к природе. Вывод, что у капитализма и социализма нет преимуществ в экологической сфере, оказался правильным, имея в виду реальный, а не идеальный капитализм и социализм. Важно не то, в чьих руках формально находятся средства производства, а кто ими реально распоряжается. Важно и то, какой это человек, т. е. значение имеют прежде всего личностные качества человека, принимающего решения.

Что касается развивающихся и слаборазвитых стран, то здесь действует тот же классовый принцип: от экологических бед страдают

в первую очередь бедные слои населения. Поэтому экологическая деградация приводит к росту экономического неравенства.

Развивающиеся страны пытаются броситься вдогонку за странами развитыми и подчас сознательно пренебрегают состоянием окружающей среды, чтобы поскорее достичь западного уровня производства и стандарта жизни. Подобная политика получила такое распространение, что даже был сформулирован "закон Грешэма" о деградации природы: страны с низкими требованиями к окружающей среде будут стараться взять верх над странами, где они выше. Такое "правило" может еще больше ухудшить глобальную экологическую обстановку на нашей планете.

То, что экологический кризис нарастает во всех странах мира, позволяет сделать вывод, что причины его не сводимы только к классовым, как и к культурным и другим социальным причинам, а имеют основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. Поэтому для преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы необходимо эти ценности выявить, сформулировать их и наметить пути их изменения.

Вопросы
для повторения

1. В чем религиозные причины экологического кризиса, по Л. Уайту?

2. В чем сходство и различия мифологического и христианского отношения к природе?

3. Каковы, по Уайту, основные черты иудео-христианской традиции отношения к природе?

4. В чем сходства и различия отношения к природе в трех мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме?

5. В чем специфика отношения к природе в даосизме и синто?

6. В чем различие между западными и восточными цивилизациями в подходе к природе?

7. В чем причины современного экологического кризиса, по О. Шпенглеру?

8. В чем основные особенности следующих причин экологического кризиса: научно-технических, религиозных, экономических, идеологических, культурных, личностных?

9. Каковы особенности экологического кризиса в капиталистических и социалистических странах?

10. Что означает принцип "загрязнитель платит" и как это можно конкретно осуществить?

11. Улучшает ли рыночное хозяйство экологическую ситуацию и в каком смысле?

12. Как связаны между собой социальное и экологическое отчуждение, социальная и экологическаясправедливость?

13. Как относилась к природе английская политэкономия?

14. Как соотносится экологический кризис со стремлением к власти над природой?

15. Что такое "трагедия пастбищ"?

Темы
контрольных работ и докладов на семинарах

1. Мифологическое отношение к природе.

2. Христианство и экология.

3. Сравнительная характеристика отношения к природе в язычестве и христианстве.

4. Сравнительная характеристика отношения к природе в западных и восточных цивилизациях.

5. Отношение к природе в исламе.

6. Отношение к природе в буддизме.

7. Капиталистический строй и экология.

8. Соотношение социальных и экологических проблем.

Список литературы

1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. .

2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

3. Дорст Ж. До того, как умрет природа. М., 1968.

4. Коммонер Б. Технология прибыли. М., 1976.

5. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М., 1993.

 
Дизайн :