Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Форма входа

Это интересно

Сущность техники, которую можно определить как форму материализации потенций человека и природы во всем их многообразии, следует отличать от ее реального современного содержания, т. е. совокупности потенций, которые получили реализацию. Важно также учитывать не только то, что и как производит человек, но и для чего он производит, чего хочет добиться. Техника выступает и как средство становления сущностных сил человека и как способ подавления природы единым эксплуататором (недаром слово "эксплуатация" в отношении к природе в ходу и поныне), который сам распадается на эксплуататоров и эксплуатируемых (последним тоже кое-что перепадает от всеобщей эксплуатации природы).

В настоящее время налицо обострение противоречий между созданной человеком техникой и природной средой. Выступая как средство обеспечения преобразовательных целей, техника способствует становлению производственно-потребительских потенций человека и влияет соответствующим образом на отношение к действительности, порождая стандартизацию мышления и вещизм. Возникает производство ради потребительства — ущербная цель, которая конечно тоже влияет на человека, но скорее негативным образом. Ощущение тягостности и неприемлемости стандартизации растет с ростом масштабов и значимости техники. Одинаковость машин можно вынести, а однообразие зданий становится угнетающим, создавая психологический дискомфорт.

В обострение противоречий между человеком и природной средой техника вносит внушительный вклад, поскольку, если раньше человек поневоле был вынужден приноравливаться к природной среде, не обладая достаточной силой для борьбы с ней, то ныне появилась возможность игнорировать многие ее особенности (ландшафт, разнообразие видов жизни и т. п.), и человек пользуется этим в ущерб природе и эстетике.

На современном этапе развития техники реализация цели приближения ее к природе и к ее исконному смыслу искусства представляется сомнительной. Иногда ссылаются на то, что современная техника не может удовлетворять экологическим и эстетическим требованиям, потому что функционирует с использованием типовых конструкций и в ней преобладают экономические соображения. Однако, и раньше экономические соображения учитывались и типовые конструкции применялись. Тем не менее на вопрос, какой высоты предполагается здание, строители отвечали: "Как мера и красота велят". Не правильнее ли считать, что экономические соображения должны гармонировать с экологическими и эстетическими, что, быть может, оптимально даже с точки зрения экономики.

Л. Толстой называл природу непосредственным выражением добра и красоты. Таковой должна быть и техника, чтобы придти в гармонию с природой. Реальный путь к этому — подлинное творчество как гармонизирующий фактор в человеке и в его отношении с природой. Как техника, чтобы стать средством гармонизации отношений человека и природы, должна вспомнить свое исконное значение искусства, идущее еще из античного мира, так и производство в целом (не только духовное, но и материальное) — значение "произведения" (роеmа). Создавать не вместо живой природы, а вместе с ней.

Обособленное от личности и природы развитие науки и техники привело к тому, что научно-технический прогресс стал пониматься в узком смысле как совокупность достижений науки и техники. Ясно, что такое понимание социально и экологически негативно, поскольку в этом случае прогрессом придется называть и изобретение новых видов оружия и технологическое уничтожение природной среды. Происходит незаметная, на первый взгляд, подмена. Когда говорят о научно-техническом прогрессе, подразумевают, как само собой разумеющееся, что он заведомо оказывает благотворное влияние на человека и природу; результаты же часто бывают совершенно противоположными.

Каждое отдельное достижение науки и техники — несомненно, прогресс в данной отрасли знания и практики. Но будет ли оно прогрессом культуры в целом — это уже вопрос, так как оно

может оказать негативное влияние на развитие общества. И тем более это вопрос по отношению к состоянию природы. Научно-технический прогресс тогда экологически полезен, когда его достижения находятся в гармонии с направлением эволюции и возможностями природы. Для того, чтобы сочетать научно-технический прогресс с социально-природным, необходимо следовать трем принципам внедрения достижений науки и техники.

1. Существует, как правило, не один, а несколько вариантов преобразования природы, из которых выбрать предстоит наилучший, в том числе с экологической точки зрения. Чтобы выбор был полноценным, следует проработать имеющиеся варианты с привлечением всего набора наличных средств (принцип альтернативности). Поэтому до осуществления любого проекта, влекущего за собой те или иные экологические последствия, требуется создание комплексных проектно-исследовательских групп, составленных из специалистов различного профиля и разрабатывающих альтернативы поставленных целей.

Работа таких организаций должна состоять не только в изучении положения в данном районе, но также в натурном и математическом моделировании будущих ситуаций. Данным организациям необходимо тесно сотрудничать между собой, и координация их работы должна осуществляться единым центром, в который поступала бы вся информация о состоянии системы "человек — природная среда" и в котором на основе моделей развития отдельных регионов строились бы глобальные модели.

2. Учитывая ограниченные возможности современных методов прогнозирования последствий воздействия человека на природу и растущий риск отрицательных экологических моментов, необходимо создавать крупные научно-технические полигоны, на которых в течение продолжительного времени (двух-трех поколений, чтобы последствия полностью обнаружили себя, ибо, по данным генетиков, они могут проявиться именно у последующих поколений) проверялись бы все новые научно-технические разработки, в том числе в области атомной энергетики, химизации и т. д. (принцип проверки). Эти своеобразные научно-технические заповедники должны быть удалены от мест скопления населения, и испытывать научно-технические инновации ученые должны на самих себе и на добровольцах, осведомленных о возможных последствиях.

Если бы последствия своих изобретений испытывали на себе сами ученые (настоящие, а не в кавычках физики и химики), наука, во-первых, вновь превратилась бы из выгодного бизнеса в

довольно опасное предприятие, а, во-вторых, в менее тяжелом положении была бы природная среда.

3. Решать же, внедрять ли в широкую практику после всесторонней и продолжительной проверки достижения науки и техники, должны сами люди, живущие в данном регионе, в обстановке полной экологической гласности (принцип референдумов). Условие доступа ко всей потребной для осуществления подлинного выбора информации, конечно, является обязательным. Во многих странах уже сейчас проводятся подобные референдумы (например, по вопросам строительства атомных электростанций). Это и есть действительное осуществление власти народом, прямая экологическая демократия.

Вопросы
для повторения

1. Что значит рациональный подход?

2. Какая основная задача ставилась человечеством перед наукой и техникой?

3. В чем суть техники и суть науки?

4. Когда возникла наука в ее современном понимании?

5. Какие можно назвать черты современной науки и техники, имеющие значение для экологической ситуации?

6. Каково соотношение анализа и синтеза в современной науке и как это влияет на экологическую ситуацию?

7. Каковы общие черты науки и техники, давшие им возможность объединиться в одну систему и стать основой НТР?

8. Каковы естественнонаучные корни экологического кризиса?

9. В чем выражается тенденция экологизации науки и каково ее значение?

10. Каково в целом экологическое значение науки?

11. Каково в целом экологическое значение техники?

12. Каковы классическая и современная научные картины мира?

13. Чем определяется развитие науки?

14. Как определил Ф.Бэкон задачи экспериментального исследования?

15. Как понимать безличный характер науки?

16. Почему экологически важны связи между науками?

17. Какова роль информации в решении экологической проблемы?

18. В чем ценность комплексных экологических исследований?

19. Назовите переходные экологические науки?

20. Каково экологическое значение дифференциациии интеграции научного знания?

21. Что можно считать прогрессом науки?

22. Каково экологическое значение междисциплинарных исследований?

23. В чем проявляются научные традиции русской культуры?

24. Что такое наука как целостная интегративно-разнообразная гармоническая система?

25. Каковы основные принципы внедрения достижений науки и техники?

26. Что такое принцип альтернативности?

27. Что такое принцип проверки?

28. Почему экологический кризис называют обратной стороной НТР?

29. В чем опасность технократического мировоззрения?

30. Что такое "банки генов" и какую роль они играют в сохранении исчезающих видов?

Список тем
контрольных работ и докладов на семинарах

1. НТР и экологический кризис.

2. Наука и экологическая проблема.

3. Техника и экологическая проблема.

4. Роль новых научных направлений в преодолении экологического кризиса.

5. Влияние новых технологий на экологическую ситуацию.

6. Тенденция экологизации науки и техники.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Человек и машина.

2. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.

3. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.

4. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 1957.

5. Толстой Л.Н. Так что же нам делать?

Дизайн :