Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

ВВЕДЕНИЕ

Современная полная противоречий и прокладывающая новые пути исторического развития эпоха является и экологически переходной. Мы являемся свидетелями уникального процесса, когда производственно-техническая деятельностью человечества достигла планетарных масштабов и превратилась в мощную геологическую силу, ведущий фактор дальнейшего развития биосферы. Исходное и непреходящее противоречие между обществом и природой, естественным и искусственным, выступающее фундаментальной движущей силой возникновения и развития человека как родового существа, обострилось до предела, превратившись в одну из ведущих проблем в системе глобальных проблем современности, поставив под сомнение само его дальнейшее существование и сохранение жизни на Земле.

Острая необходимость оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой, согласования естественного и антропогенного потоков вещества и энергии в биосфере настоятельно требуют радикального изменения экологической культуры современного человека на основе разработки рациональных оснований его эффективной деятельности в природе. Социальная экология как наука является закономерным продуктом развития естественно-исторического континуума человеческого бытия. В ней специфическим образом выражается стремление современного общества к изменению отношений с окружающей средой посредством систематизации и синтеза отраслевых и междисциплинарных экологических исследований на единой концептуальной и методологической основе. Потребность в таком систематическом синтезе на повышающихся уровнях обобщения знания (вплоть до социологического и философского, на которых решаются фундаментальные вопросы о диалектике взаимосвязи различных форм объективной реальности, месте человека и общества в универсуме и вырабатываются базовые стратегии человеческого поведения), вытекает из системной природы биосферы и социоприродных взаимосвязей, необходимости целесообразных системных действий современного человека в природе.

Совершенствование культуры, в том числе и экологической, возможно лишь за счет постоянного притока новых идей, моделей поведения, их освоения и ретрансляции посредством образовательных усилий. Образование является своеобразным "связующим звеном" между теорией и практикой, прошлым и будущим. Задача учебной и методической деятельности состоит в распредмечивании научных достижений, переводе их на "язык" учебно-педагогической деятельности и адаптации к соответствующей аудитории с учетом уровня ее знаний и характера специализации.

"Социальная экология" как учебная дисциплина, в соответствии с образовательными стандартами специальности 350500 "Социальная работа", на которую прежде всего и ориентировано данное учебное пособие, относится к блоку основных профессиональных дисциплин. Объектом социальной работы (как впрочем и значительного круга других специальностей социального и гуманитарного профиля) выступают социальные субъекты в "напряженных точках социального пространства", проблемных ситуациях, требующих для эффективного разрешения участия специалиста. Значительное число таких ситуаций возникает в связи с кризисным состоянием отношений между обществом и природой, негативно сказывающемся на здоровье человека, его безопасности, физическом, психическом и социальном благополучии. "Социальная экология" как учебная дисциплина имеет целью "вооружить" будущего специалиста по социальной работе знаниями закономерностей развития системы "общество -природа", особенностей современной социально-экологической ситуации, средств и методов решения экологических проблем, оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой.

Профессиональная модель специалиста по социальной работе предполагает знание основных исторических типов и форм природопользования, особенностей современной социально-экологической ситуации, причин ее возникновения, тенденций развития и путей преодоления экологического кризиса; понимание значения экологических знаний в производственной и непроизводственной деятельности человека; овладение основными понятиями, категориями, выражающими фундаментальные связи человека с природой и законами движения социоприродных систем; знание медико-биологических, технологических, хозяйственно-экономических, организационно-управленческих , нормативно-правовых основ деятельности человека в природе и основ экологической политики; знание функций и форм управления природопользованием; выработку навыков применения обозначенных знаний в конкретных ситуациях; освоение методов оценки состояния окружающей среды, принципов и средств ее сохранения и повышения качества, обеспечения экологической безопасности населения.

Предлагаемое учебное пособие имеет целью оказать содействие будущему специалисту в эффективном овладении знаниями в области "Социальной экологии". Оно содержат материалы, отражающие основное концептуально-теоретическое и тематическое содержание дисциплины, ее категориальный строй, смысловое содержание основных проблем. Реализуемые в системе технологий, выражающих меру активного отношения человека к природе, связи человека с природой представлены в контексте опосредствующих их социально-экономических, политико-правовых и культурно-исторических форм.

Целым рядом своих теорий и тем материал предлагаемого учебного пособия тесно соприкасается и включается в смысловые связи с такими дисциплинами образовательной программы по специальности "Социальная работа" как "Медико-социальные основы здоровья", "Концепции современного естествознания", "Философская и социальная антропология", "Экономическая теория", "Социология", "Социология труда", "Социальное право", "Менеджмент", "Философия", "Культурология", и др. Это способствует более обстоятельному освоению круга вопросов, составляющих предмет социальной экологии и соответствующих разделов названных дисциплин.

Предлагаемое учебное пособие представляет попытку обобщения научно-теоретических и учебно-методических достижений в области социальной экологии, основывается на современной библиографической и нормативно-правовой базе, содержит вопросы для самоконтроля и итогового контроля знаний, тематику рекомендуемых рефератов.

Структура учебного пособия, состоящего из 10 глав, подчинена целям и задачам дисциплины и построена на основе принципов восхождения от абстрактного к конкретному, от фундаментально-теоретического уровня знаний к практически-прикладному. От исследования вопросов, связанных с предметным самоопределением социальной экологии как науки, автор переходит к анализу основных понятий, категорий и законов, отражающих существенные связи человека с различными формами объективной реальности; исследованию этапов становления человеческого отношения к природе, его форм, уровней и исторических типов; рассмотрению сущности, причин возникновения, фаз развития и путей преодоления социально-экологических кризисов; определению закономерностей, основных направлений и средств повышения экологической безопасности, оптимизации и гармонизации отношений человека с природой.

Дизайн :