Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

Эволюция экологических знаний и их современная структура

Термин "экология" этимологически произведен от греческих слов "ой-кос" - дом, жилище, окружение и "логос" - слово, понятие, суждение, закон. Первоначально экология как научная дисциплина возникла в рамках биологии. Термин "экология" для обозначения одной из отраслей зоологии ввел немецкий биолог - эволюционист Эрнст Геккель в 1866 г. В книге "Естественная история происхождениям он дал определение экологии как общей науке об отношениях организмов с окружающей средой.

Предметное поле экологии постепенно расширялось и уточнялось. Причем, основные тенденции, определявшие общее направление развития

экологии были связаны с переходом от преимущественно "организменного" уровня исследования к "надорганизменному"; от органического (биологического) - к метаорганическому: доорганическому (геофизическому, астрофизическому) и сверхорганическому (социальному); от локального и регионального уровня - к глобальному; от в основном дифференцирующего, предметного подхода к интегрирующему, проблемному; от дескриптивной, описательно-теоретической направленности, к нормативной, конструктивной, проективно-прикладной.

В процессе развития предмета экологии можно выделить несколько этапов.

1. Экологию вначале понимают как "науку о связи организмов с окружающей средой".

2. Предметом экологии становятся популяция как совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство и биоценоз - сообщество организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.

3. Совершенно естественно на определенном этапе предметом исследования экологии становится биогеоценоз как единство биоценоза и биотопа - относительно однородного абиотического пространства, занимаемого биоценозом. Биогеоценоз начинает рассматриваться как элементарная экосистема и основная единица изучения экологии.

4. В дальнейшем предметом экологии становится биосфера в целом как система экосистем во взаимодействии неорганических (в том числе и космических, астрофизических), органических и антропогенных факторов. Возникает глобальная экология, которая явно выходит за рамки биологии, хотя центральным элементом экологии всегда остаются живые существа.

5. Человек, как живое существо и организм, для которого всеобщим условием его бытия является связь с природой, изначально является объектом экологического исследования, в частности в рамках биологии человека, медицины,

11

 

антропогеографии. Вместе с тем, человек - специфическое, биосоциальное, адаптивно-адаптирующееся существо, для которого характерно творчески-преобразующее отношение к природе. В качестве основополагающих для него выступают исторически развивающиеся производственно-технологические связи с природой, характер которых определяется формой социально-культурных отношений между людьми. На современном этапе развития человечество превратилось в мощную геологическую силу. Антропогенный фактор стал определяющим в динамике биосферных процессов, что неизбежно привело к возникновению экологии человека в ее новом, включающем социальные аспекты, понимании социальной экологии.

6. Связанное с бурным развитием экологического подхода и своеобразной модой на него, предельно широкое понимание предмета экологии начинается с того момента, когда таким предметом начинают считать взаимосвязи всякой системы со средой обитания (средообразующие связи). Здесь начинает теряется специфика и четкие очертания экологии как науки и термин "экология" используется скорее метафорически.

Отражением потребностей развития практики и научного познания стало возникновение огромного количества экологических дисциплин, название, предметные границы, основания систематизации которых остаются по сей день предметом дискуссий. В качестве таких дисциплин, выделяемых по разному основанию (предмету исследования, методу, отношению к практике) называют чаще всего следующие.

Биоэкология, распадающаяся, в зависимости от уровня биотических систем, на эндоэкологию (молекулярная экология; экология клеток и тканей, или морфологическая экология; физиологическая экология) и экзоэкологию: аутоэкологию - экологию особей и организмов; демэкологию - экологию малых групп; популяционную экологию; экологию видов и систематических

12

 

групп; синэкологию - экологию сообществ; биоценологию, биогеоценологию; биосферологию; глобальную экологию, которая выходит за пределы биоэкологии в пространство геоэкологии и социальной экологи.

Геоэкология (геологическая и географическая), в рамках которой выделяют: экологию сред (воздушной, суши, континентальных водоемов, моря); экологию географических подразделений и зон (Крайнего Севера, островов, высокогорий, леса, степи и т.д.).

Экология воздействий (физикоэкология, химическая экология, геохимическая экология, радиационная экология).

Космическая экология. В узком значении она понимается как исследование замкнутых систем жизнеобеспечения космических кораблей (Н.Ф.Реймерс). Широкая трактовка ее предмета, которая нам представляется более адекватной, связана с исследованием геокосмических условий жизни. Ядром этой дисциплины в таком случае становится геономия, или всеобщее землеведение (31. С. 98).

Общая экология, содержание которой интерпретируется по-разному: как общебиологическая наука (В.Д.Комаров); как наука, изучающая самые общие экологические проблемы и включающая теоретическую, математическую, экспериментальную экологию и экологическое моделирование (Н.Ф.Реймерс, В.В.Хаскин, Т.А.Акимова и др.); как область экологических знаний, включающая экологию биосферы, экологию человека и социальную экологию (С.Н.Соломина); как интегральную науку, включающую биоэкологию, социальную экологию и экологию человека (Е.Одум, Г. Вейгмаен).

Экология человека как биосоциального существа и социальная экология как наука о взаимосвязях общества с природой, включающая историческую экологию, экологию народонаселения, или демографическую экологию, экологию личности, экологию социальных групп, экологию человеческих

13

 

популяций, антропогеографию, конструктивную и социальную географию, этно-экологию, экологическую культурологию, экологическую политику и экологический менеджмент, эконологию, экологическое право. К этому же блоку примыкают или в него включаются иные практически ориентированные дисциплины: созология (наука об охране природы), средология, или энвайроменталогия (наука об охране окружающей среды человека), производственная экология и теория природопользования, в рамках которых выделяют: ресурсологию, экотехнологию, инженерную экологию, промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию поселений (в частности, урбоэкологию), экологию культурных ландшафтов, рекреационную экологию и ряд других дисциплин. В рамках социальной экологии выделяют также локальную, региональную и глобальную экологию.

По методам исследования выделяют химическую, биохимическую, биогеохимическую и другие дисциплины.

По подходам к предмету различаю аналитическую и динамическую экологию.

Не сложно заметить, что вся совокупность экологических дисциплин может быть разбита на несколько взаимосвязанных блоков.

По предметному содержанию:

  • естественно-научный (с биоэкологией в центре) блок;
  • блок социо-гуманитарных экологических знаний;
  • блок комплексных дисциплин возникающих на стыках и внутри названных блоков (экология человека, экотехнология, глобальна экология, экономическая география).

По уровню и направленности знаний:

  • блок фундаментальных, описательно - дескриптивных дисциплин;
  • блок нормативных, практически ориентированных дисциплин.

В связи с увеличивающимся многообразием и диверсификацией экологических знаний в научной среде неизбежно возник вопрос о том, на каком основании должна осуществляться их интеграция, направленная на обеспечение рационального базиса природопользования в условиях резко обострения и глобализации экологических проблем. Вопрос, в сущности, заключался в том, какая из наук способна стать научно-познавательным и организационно-научным ядром, способным обеспечить эффективный синтез многообразных экологических знаний между собой на последовательно повышающихся уровнях обобщения и общих мировоззренческих и методологических основаниях. Причем этот процесс интеграции должен продолжаться вплоть до того уровня, на котором становится возможным определение стратегии поведения человека в природе с учетом всего многообразия его связей с ней, разработка долгосрочной экологической политики управления качеством природной среды человека в динамично развивающемся современном мире. Таким образом, данная наука должна теоретически и методологически обеспечить не только синтез разных отраслей и уровней экологического знания, но и интеграцию экологической науки с практикой.

На эту роль претендовали такие дисциплины как общая экология, глобальная экология, конструктивная география, экология человека, социальная экология. Доминирующей в настоящее время является точка зрения, согласно которой интегрирующей основой в системы экологических знаний должна быть "Социальная экология".

Термин "социальная экология" возник в 20-е гг. XX в. в рамках Чикагской социологической школы. Исследователи данного направления в социологии к предмету социальной экологии относили прежде всего изучение биотических факторов социального развития, связей человека с поселенческой средой, поведение человеческих популяций в городской среде, (Р.Парк и Е.Берджес).

Затем обозначенный термин на время исчез из широкого употребления и получил второе рождение в 60-е гг., обретя при этом иное смысловое содержание.

Дизайн :