Источники и движущие силы возникновения и развития социальной экологии
Под движущими силами социальной экологии понимаются факторы, вызвавшие ее к жизни и стимулирующие ее развитие. К движущим силам социальной экологии следует отнести:
- превращение экологической проблемы в глобальную проблему в связи с превращением человечества в "мощную геологическую силу";
- обострение противоречия между дифференциацией экологических знаний и необходимостью их интеграции в связи с единством биосферы и необходимостью системных рациональных действий, необходимых для оптимизации отношения человека к природе.
Под источниками социальной экологии понимаются знания, послужившие основой возникновения социальной экологии как интегративной науки. История возникновения и развития представлений об окружающей среде и взаимосвязи человека с ней корнями уходят в глубокую древность. История и есть процесс выделения человека из природы. Той плоскостью, на которой она осуществляется, является отношение человека к природе. В силу этого практически все формы общественного сознания и отрасли науки в качестве основополагающего содержания имеют те или иные аспекты отношения человека к природе. Не будет ошибкой утверждение, что в конечном счете все науки есть науки о человеке, средствах и формах его взаимосвязи с природой. Так, естественные науки изучают естественные условия человеческого бытия,
16
технические - средства его связи с природой, а общественные - социальные формы осуществления этих связей. Что касается возникновения социальной экологии как науки, то в системе источников ее возникновения и развития на современном этапе можно выделить следующие их группы:
1) основные источники, в качестве которых выступают конкретные отрасли естествознания (биология, геология, география, химия, физика и отрасли, возникающие на их стыке), обществоведения (социология, экономическая теория, правоведение, демография и т.д.) и техниковедения;
2) непосредственные источники, к которым следует отнести возникающие на стыках названных основных групп комплексные науки, посредством которых человечество движется в направлении синтеза и обобщения разрозненных знаний о связях человека с природой с целью оптимизации этих связей;
3) мировоззренческие и методологические (философские) основания интеграции экологических знаний в виде обобщающих представлений и фундаментальных положений о сущности природы, человека, основных формах объективной реальности и способах связи человека с природой, картины мира.