Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

Предмет, метод, структура и функции социальной экологии

Человеческая деятельность носит целесообразный и открытый характер. В связи с этим, в дополнение к генетически наследуемым программам поведения, у человека появляются программы, формируемые внегенетически, на основе добытых знаний. Специализированной формой деятельности, направленной на получение таких знаний, является наука. Наука представляет собой форму общественного сознания, специализированную сферу деятельности и социальный институт, направленные на производство объективных

17

 

систематических знаний с целью оптимизации деятельности человека. Без знания законов невозможна свободная целесообразная деятельность. Многообразие связей человека с действительностью и отражающих их потребностей и форм деятельности человека лежит в основе многообразия форм научного познания. Самоопределение и идентификация той или иной науки, ее специфика связаны с выявлением их предмета и методов.

Универсальным объектом науки выступает весь мир. Объектом той или иной науки выступает та или иная область действительности, а предметом ее -фиксируемые посредством специфических познавательных средств и методов качественно определенные существенные связи объекта.

Объектом социальной экологии как интегративной науки выступают многообразные связи системы "общество - природа", которая в более конкретной форме предстает как система "общество - человек - техника - природная среда".

Предмет социальной экологии - законы развития системы "общество -природа" и вытекающие из них принципы и методы оптимизации и гармонизации отношений человека с природой. Первая часть предмета представляет гносеологическую его сторону и связана с познанием законов, которые по уровню общности ниже философских, но выше законов специальных и комплексных наук. Вторая сторона предмета отражает практическую направленность социальной экологии и связана с изучением и формулировкой принципов и методов оптимизации и гармонизации отношений человека с природой, сохранения и повышения качества природной среды человека и прежде всего ее ядра - биосферы (31.С.33-76). Предметом социальной экологии являются закономерности возникновения, становления и развития ноосферы.

Социальная экология как наука является закономерным продуктом развития естественно-исторического континуума человеческого бытия. В ней

18

 

специфическим образом выражается стремление современного общества к изменению отношений с окружающей средой посредством систематизации и синтеза отраслевых и междисциплинарных экологических исследований на единой концептуальной и методологической основе. Социальная экология выступает в роли основного научно - теоретического и организационно-научного средства интеграции экологических знаний, порожденного потребностями и закономерностями развития социоприродной системы. Ей принадлежит одно из центральных мест в формировании рациональных оснований развития цивилизации в условиях глобального экологического кризиса.

Как и всякая наука, социальная экология обладает определенной логической структурой, в рамках которой можно выделить следующие основные элементы.

1. Социально - экологические факты - разнообразные фиксируемые в определенном порядке явления, события, процессы в системе социоприродного взаимодействия (использование ресурсов, загрязнение среды, разрушение природных комплексов и т.д.).

2. Первичные допущения, постулаты, мировоззренческие представления, правила логических выводов и доказательств, классификации.

3. Социально-экологические категории и понятия, отражающие связи между социально - экологическими явлениями. Исходным понятием социальной экологии является понятие "окружающая среда", а центральным ее понятием, выражающим главную идею - "ноосфера".

4. Законы социальной экологии, выражающие устойчивые существенные связи в системе "общество - природа".

5. Теории, как высшая и самая развитая форма организации научного знания, дающая представление о существенных связях определенной области действительности. Отдельные теории зачастую синтезируются посредством

19

 

основополагающей идеи в единую многоуровневую теоретическую конструкцию, которая дает целостное представление о закономерностях функционирования и развития объекта данной теории, обосновывает и программирует практическую деятельность человека.

К основным теориям социальной экологии можно отнести следующие.

Учение об объективной реальности, ее основных формах, диалектике их взаимосвязи и месте человека и общества в системе объективной реальности, представляющее философско-методологическое основание синтеза экологических знаний.

Теория взаимодействия общества и природы, представляющая в своей подавляющей части социально - философский и социологический уровень. Теория окружающей среды человека, раскрывающей содержание исходных понятий экологии человека.

Теория биосферы как ядра естественной среды обитания человечества.

Теория ноосферы, представляющая будущее биосферы и раскрывающая содержание центральной категории, основную идею социальной экологии и регулятивный принцип синтеза экологических знаний.

Теория общественного производства как всеобщей формы связи человека с природой;

Теория НТР и ее социально-экологических последствий;

Теория экологического кризиса;

Теория экологизации производства как решающего средства оптимизации и гармонизации отношений человека с природой.

Теория управления природопользованием и качеством природной среды, включающая политические, организационные, экономические и правовые аспекты этого управления.

Теория экологической культуры.

20

 

К функциям социальной экологии относятся:

  • познавательная, включающая в себя такие подфункции как описание, объяснение, диагностику и прогностику;
  • интегративная функция, связанная с междисциплинарным синтезом экологических знаний и интеграцией их с практикой;
  • образовательная, связанная с овладением знаниями и навыками;
  • практически-преобразующая, в которую входят проективно-конструктивная, внедренческая, критериально-оценочная, экспертная и коррекционная.
  • экологическая, связанная с выработкой экологических императивов практической деятельности, сдерживанием экономической и технологической экспансии. Данная функция лишь при поверхностном взгляде антагонистична производственно-экономической. В принципе же она направлена на сохранение и воспроизводство фундаментальных условий всякого производства.

Самоопределение и идентификация любой науки связаны с определением их специфических предмета и методов. Сложность определения специфических методов социальной экологии (как, впрочем, и предмета) связана с рядом обстоятельств: молодостью социальной экологии как науки - это одна из самых молодых наук; спецификой самого предмета социальной экологии, имеющего сложную природу и включающего в себя биотические, абиотические, социокультурные и технические явления; интегративным характером науки, связанным с необходимостью междисциплинарного синтеза экологических знаний и обеспечением связи науки с практикой; представленностью в рамках социальной экологии не только дескриптивного, но и нормативного знания.

Методы научного исследования, как известно, являются предметом методологии. Под методами науки понимаются средства, приемы и процедуры получения, обоснования, проверки и организации научных знаний; логические, технические и организационные процедуры проведения научного исследования.

21

 

В рамках методологии научного познания выделяются следующие основные группы методов познания:

  • философские (всеобщие), общенаучные, частнонаучные (специальные);
  • методы естественных и общественных наук;
  • детерминистские и вероятностные;
  • качественные и количественные методы;
  • дескриптивные и конструктивные.

Методы научного познания -это совокупность познавательных операций, средств, процедур, соответствующих предмету и целям исследования. Чаще всего отдельные науки используют исторически выработанные, проверенные общенаучные методы, селекционируя и субординируя, организуя их в некую специфическую систему с учетом особенностей предмета исследования. Социальная экология широко использует такие общенаучные методы как наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, идеализация, индукция и дедукция, анализ и синтез; методы причинного, структурного и функционального объяснения; методы единства исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и др.

Поскольку социальная экологи относится к интегративным наукам, в ней находят применение методы социологического анализа, математико-статистические методы, позитивные и интерпретативные методы научного познания.

К числу основополагающих методов социальной экологии ряд авторов (В.Д. Комаров, Д.Ж. Маркович) относит методы системного и комплексного подходов, системного анализа, моделирования и прогнозирования, связывая их с системным характером биосферы и социоприродного взаимодействия, интегративным характером самой науки, необходимостью системных действий всего человечества в природе и предотвращения их негативных последствий.

К числу прикладных методов социальной экологии относят методы создания геоинформационных систем, регистрации и оценки состояния среды, паспортизации и стандартизации, комплексного эколого-экономического анализа и экологической диагностики, инженерно-экологических изысканий, оценки влияния техногенных загрязнений, экологического наблюдения и контроля (мониторинга, экспертизы), экологического проектирования.

Дизайн :