Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Форма входа

Это интересно

Уровни и формы противоречивой связи общества с природой

Связь общества с природой носит, как было уже отмечено, противоречивый характер и проявляется как отношения единства и борьбы. Противоречия общества и природы проявляются в следующем.

1. Возникнув из природы, общество развивается по своим собственным законам. Попытки объяснить жизнедеятельность людей законами низших форм, свести ее детерминанты к мотивам борьбы за существование, инстинктам, расовым особенностям, географическим условиям представляют собой те или иные разновидности редукционизма, гипостазирования и переоценки значения названных факторов (географический детерминизм, расово-антропологическая школа, биоорганическое направление, инстинктивизм и др.).

2. Природа оказывает сопротивление человеку и обществу. Созидание материальных предпосылок общественной жизни требует постоянного

преодоления сопротивления включенных в систему природных связей, предметов труда в процессе изменения их формы, осуществления в них сознательных целей, приспособления к потребностям человека. Человек в силу своей особенной природы, связанной с постоянным развитием его потребностей, не находит в природе нужного качества и в достаточном количестве необходимых ему средств существования и вынужден затрачивать значительные усилия и время на их производство. Эти затраты труда и его эффективность значительно различаются в разных исторических и географических условиях.

3. Объекты второй природы, составляющие материальный базис культуры, подвержены энтропии, разрушению уже в силу того, что они, как уже было отмечено ранее, имеют во многом искусственный характер и поддерживаются человеческой деятельностью: здания и коммуникации разрушаются под действием сил природы и человека, техника изнашивается и ломается, сельскохозяйственные угодья теряют свою продуктивность и без усилий человека ассимилируются естественными системами. Чтобы сохранить свой рукотворный мир, человек вынужден сопротивляться автоматизму природных процессов, деструктивным тенденциям стихийных сил природы.

4. Человек в своем существовании и развитии не может ограничиться лишь готовыми дарами природы. Чтобы существовать, он вынужден вырывать из системы природных связей вещество и энергию, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями, т. е. неизбежно разрушать эти связи. Применение орудий сделало человека относительно независимым и универсальным фактором на планете, и его деятельность с самого начала получила возможность идти в разрез с порядком и направленностью природных процессов (16.С.55-60). Человечество, встав на позицию "господства" над природой, не создало механизмов, которые позволили бы "вписать" антропогенный круговорот вещества в естественный, биогеохимический, не выработало эффективных

форм негативной обратной связи с природой, позволяющих своевременно и оперативно реагировать на изменения среды. Не соотносимые с возможностями самовосстановления естественных систем антропогенные потоки вещества врываются в устоявшиеся, пригнанные друг к другу природные круговороты, нарушая их равновесие, подрывая репродуктивный потенциал биосферы. В связи с этим некоторые авторы говорят о человеке как о "тупиковом животном", а о его деятельности - как изначально абиотичной.

Но, как уже отмечалось, отношение общества к природе характеризуется не только борьбой, но и единством. К основным формам единства общества с природой относят следующие.

Генетическое единство. Общество возникает из природы в процессе длительного эволюционного процесса на основе предварительного формирования целого ряда биогеофизических предпосылок, является высшим порождением и завершением этой эволюции, средством разрешения ее собственных противоречий, преодоления ее фаниц, реализации тех возможностей природы, которые она содержит в себе как возможность, но самостоятельно реализовать не может.

Структурное единство. Возникнув из природы человек остается в пределах по сути безфаничной природы. Природа - это "убегающий" в даль горизонт его деятельности, постоянно расширяющийся по мере развития человеческого рода. Не только общество находится в природе, но и природа в обществе. Они взаимно проникают как две противоположные стороны единой системы. Материальным выражением этого взаимопроникновения, тождества противоположностей является "вторая природа", та часть природы, которая преобразована человеком и составляет материальный базис его культуры. В различных модусах этой второй природы естественное и искусственное даны в разных соотношениях, выражая движение их качественных фаниц в ту или иную

стороны системы "природа - общество" от естественного к естественно-антропогенному, антропогенно-естественному и общественному.

Функциональное единство. Возникнув по объективным законам на определенном этапе развития природы и существуя в природе, человек может обеспечить свое существование, только вступая в постоянный обмен веществом и энергией с природой как своей средой в целях сохранения и развития своего субстрата, материального основания.

Специфические формы реализации противоречивого единства человека с природной средой обусловлены биосоциальной природой человека. Биосоциальная природа человека выражает диалектику природного и социального на индивидуальном уровне. Биосоциальная природа человека проявляется в том, что с точки зрения своего субстрата человек представляет собой (хотя и существенно преобразованный социальными формами бытия) живой организм. С точки зрения своей сущности человек есть существо социальное.

Биологическое и социальное находятся в человеке в диалектической взаимосвязи. Воздействие биологического на социальное в человеке состоит в том, что через расовые, половые, возрастные особенности, врожденные задатки, циклы и ритмы жизни организма биологическое оказывает влияние на положение и продвижение человека в социальном пространстве, ритмы социального развития. Физические границы человеческого организма во многом определяют пространство и время бытия человека. Незавершенность, инстинктивная недостаточность человека побуждает его к продуцированию искусственных средств и форм адаптации к среде.

Воздействие социального на биологическое проявляется в том, что все основные родовые особенности человеческого организма имеют социальное происхождение и закрепляются генетически в виде необходимых условий и предрасположенностей к человеческому способу бытия. Социальные формы бытия

человека существенным образом определяют способы удовлетворения его витальных потребностей. Ритмы социокультурного развития способны вступать в конфликт с биологическими ритмами организма, его адаптивными ресурсами, порождая целый ряд антропологических заболеваний, ряд острых проблем самого социального развития.

Основные формы противоречивого единства человека и природы.

Неспецифические, непосредственные связи, характерные для всякого живого организма. Жизнь может существовать лишь при взаимодействии живых организмов со средой обитания, сущность которого состоит в обмене веществом и энергией. Человек как органическое существо есть природное существо, наделенное жизненными силами, задатками, влечениями. Поскольку предметы его влечений находятся вне его, он представляет собой ограниченное, обусловленное, страдающее существо. Человек живет природой, это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в постоянном общении, чтобы не умереть. Для человека как живого существа потоки вещества и энергии, идущие через его тело, - непременное условие. В этом смысле для человека, как для любого организма, присущи непосредственные формы связи с природой, обмена веществом и энергией с ней. На него воздействуют магнитные поля, силы тяготения, различного рода излучения, воздушная среда, климатические условия. Эти связи являются объектом исследования в рамках общей экологии, физиологической экологии, популяционной генетики, экологии человека.

Всякий организм, чтобы существовать и обеспечивать гомеостазис, состояние внутреннего динамического равновесия, должен разрешать противоречия между тем состоянием, в каком объекты и условия находятся в природе, и тем, которые ему необходимы посредством тех или иных способов реагирования. Основным способом разрешения этих противоречий, характерных для

животного, является адаптация - приспособление строения и функций организма к условиям окружающей среды. Адаптация может проявляться в поведенческих, физиологических и морфологических изменениях организма, быть генотипической или фенотипической; выражаться в приспособлении к естественным или социальным условиям.

Степень приспосабливаемости живого организма к изменяющимся условиям среды характеризуется экологической валентностью, или пластичностью (толерантностью, резистентностью). Виды с низкой экологической валентностью способны выносить лишь ограниченные изменения среды. В связи с пределами пластичности организмов выделяют несколько зон.

Зона нормальной жизнедеятельности. В пределах названной зоны особо выделяют зону оптимального существования, характеризующуюся максимальной степенью благоприятности экологических факторов для организма и проявляющейся в умеренной скорости развития организма при минимальной затрате энергии, наименьшей смертности, наибольшей продолжительности жизни и высокой плодовитости.

Зона угнетения с нарастающим уровнем риска, дезадаптации и патологии, за которой следуют нижний и верхний пределы жизнедеятельности;

Летальная зона, где неизбежна гибель организмов.

Обозначенным зонам в социальной экологии соответствует ряд понятий, объединяемых категориями "безопасная окружающая среда", "благоприятная окружающая среда" и "неблагоприятная окружающая среда" (кризисные и катастрофические зоны, зоны повышенного экологического риска, зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия), отражающими разное состояние взаимосвязей между человеком и природой. Важнейшими показателем состояния этих взаимосвязей являются "состояние здоровья населения", "здоровье человека", санитарно-эпидемиологическое

благополучие населения. Здоровье человека - понятие, отражающее состояние отсутствия дефектов, болезней, физическое, психическое и социальное благополучие. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (84. С. 740).

В отличие от пассивных стратегий адаптации, используемых живыми организмами и их системами, человек использует и активные стратегии, средства социальной адаптации. Человек является адаптивно-адаптирующим существом. Свою инстинктивную недостаточность он компенсирует посредством новых форм поведения в среде -социальной деятельности.

Специфической родовой формой связи человека с природой, через которую осуществляется движение основной массы вещества и энергии, является социальная деятельность как способ бытия человека в природе.

Дизайн :