Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

Глава 5

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НТР

Наука, технология, техника и НТП в контексте взаимосвязи общества с природой

Поскольку господствующим в современном мире является индустриальный тип производства и природопользования, развитие которого связано с современной НТР, постольку дальнейшее конкретное теоретическое воспроизведение диалектики взаимосвязи общества и природы немыслимо вне исследования процесса развертывания современной НТР на базе индустриального производства. В этом контексте мы заодно рассматриваем и закономерности развития таких подсистем технологического способа производства, выражающего меру активного отношения к природе, как "технология - техника", "наука - технология".

Мы уже отмечали, что преодолеть сопротивление определенного предмета труда, придать ему соответствующую потребностям человека форму возможно лишь посредством адекватных средств, приемов и методов, т.е. технологии. Поскольку связь человека с природой характеризуется целесообразностью, орудийной опосредованностью и творчески - преобразующим отношением, эта связь изначально технологична.

Технологичность является общепризнанным и очевидным свойством общества и культуры. Технологичность и организованность конституируют специфическую форму социальной жизни. В результате разрыва "пуповины"

естественных связей отношение человека к природе строится не на природно-заданной основе, а на рационально переструктуируемых функционально-технологических связях в соответствии с развивающимися потребностями. К. Маркс, по аналогии с тем значением, которое Ч. Дарвин уделял "истории естественной технологии", образованию растительных и животных органов как средств адаптации к среде, говорил о важности изучения производительных, искусственных органов общественного человека - производственной технологии. Это обусловлено тем, что технология непосредственно выражает активное отношение человека к природе.

Технология есть предметно представленная во времени и пространстве форма организации трудового усилия, сочетания субъективных и объективных факторов производственной деятельности с целью решения определенных производственных проблем, которые предстают как форма реализации противоречий между человеком и природой. Технология, чаще всего, определяется как совокупность производственных процессов или операций, приемов, методов достижения поставленных целей. Технологические методы, правила, приемы воздействия на предмет не возникают сами по себе, а создаются человеком на основе познания свойств и законов существования и развития явлений действительности, закономерностей их изменения, преобразования. В связи с этим технология понимается в двух аспектах: как система методов, приемов, операций и как система знаний, связанная с разработкой приемов, методов и организацией технологической деятельности.

Технология в ее целостности предстает, таким образом, как научно обоснованная и системно организованная последовательность операций, приемов, направленных на решение проблем и достижение отражающих их целей, В этом же контексте технология может быть определена как способ вовлечения в производственный процесс естественных закономерностей и процессов,

с помощью определенных средств. Если промышленность и реальное производство вообще является выражением материального отношения к природе, то духовным выражением этого отношения (по Марксу) является, прежде всего, естествознание, развитие которого определяется не столько любознательностью ученого, сколько технологическими потребностями. Средством освоения естественных процессов и закономерностей в производственном процессе является техника как предметный и деятельный способ существования технологии.

Техника - природные материалы и процессы, преобразованные человеком и превращенные в искусственные органы власти над природой. Закономерности взаимосвязи техники и технологии в системе "технология - техника" или "наука - технология" могут быть представлены следующим образом.

1. Техника имеет определяющее значение в качестве средства освоения естественных процессов и закономерностей, на основе которого осуществляется передача ей (технике) выполняемых в производстве технологических функций человека.

2. Функционирование техники как средства реализации технологического процесса, ее постоянное развитие обнаруживает границы применимости существующих технологических процессов и направления их совершенствования.

3. На определенном этапе развития технологии естественные процессы, служащие основой техники, обнаруживают свою недостаточную эффективность и побуждают человека к освоению (на основе науки) новых форм объективной реальности и переходу от их частичного использования к комплексному.

3. Ведущее значение для изобретения и внедрения тех или иных новых видов техники в производственный процесс имеет освоение новых фундаментальных закономерностей природы (механических, физических, химических, биологических, комплексных ) посредством развивающейся науки.

Наука - форма общественного сознания, социальный институт и форма деятельности, направленные на получение объективных знаний с целью совершенствования технологии, оптимизации человеческой деятельности. Человеческая деятельность как особый способ связи человека с природой характеризуется целесообразностью. Недостаточность генетически наследуемого способа программирования поведения человека компенсируется программированием ее на основе знаний, наиболее развитой, институционализированной формой получения которого является наука. Являясь способом дальнейшего развития такого специфического качества социальной деятельности как целесообразность, наука становится рациональной основой развития техники не сразу. Можно выделить следующие основные этапы развития, взаимосвязи техники и науки.

Господство эмпирических знаний и навыков которые передаются в процессе непосредственного взаимодействия, подражания, копирования опыта. Эмпирическим знаниям соответствует эмпирическое образование и эмпирическая техника.

Отделение умственного труда от физического ведет к возникновению в основном оторванного от практики элитарного знания, чистого созерцания, теории и элитарного образования. Для этого этапа характерно лишь спорадическое соединение техники с наукой (в области военного дела, медицины, сельского хозяйства, строительства, мореплавания и т.д.). Технология эволюционирует медленно и в основном за счет накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов.

Возникновение научно - технического прогресса (XVI - XVIII в.), т.е. появление феномена систематической связи между техникой и наукой, взаимосвязанного, стимулирующего друг друга развития конструктивно-технической и научной деятельности. К предпосылкам систематической технологизации научных знаний и возникновения НТП можно прежде всего отнести:

а) духовные - освобождение науки из под опеки теологии и возникновение экспериментальной науки;

б) социально-экономические - возникновение общества, заинтересованного в систематической экономии труда;

в) производственно-технические - нужды мореплавания, торговли, крупных мануфактур, а затем машинного производства потребовали теоретического и экспериментального решения целого ряда определенных задач;

г) технологические - разделение труда на отдельные частичные операции уже в рамках мануфактурного производства облегчало процесс технологизации естественно-научных знаний, использования их посредством техники в производстве. Результатом развития этих тенденций стало в дальнейшем возникновение инженерно-технического образования, а также тех звеньев научно-исследовательской деятельности, которые были призваны соединить конструктивно-техническую и научно-познавательную деятельность, совершенствовать технику на основе науки и доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, производственных исследований. Научно-техническое развитие может протекать как в эволюционной, так и революционной форме. Научно-техническая революция (НТР) - качественный переворот в технике и технологии, основанный на революции в науке.

Современная НТР - это качественный переворот в технике, технологии, производительных силах общества связанный с превращением науки в ведущий фактор развития общественного производства. Поскольку современное состояние отношений человека с природой самым существенным образом связано с преобразованием всей системы производительных сил на основе современной научно-технической революции, следует более обстоятельно вникнуть в сущность данного весьма важного и сложного феномена.

Дизайн :