Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Форма входа

Это интересно

Глава 8

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Сущность, принципы, средства и основные направления экологизации науки

Социальная деятельность как творчески-производительный способ связи человека с природой программируется не столько генетически наследуемыми инстинктивными программами, сколько знаниями и по определению является целесообразной, разумной, рациональной, хотя эта рациональность всегда носит конкретно-исторический характер.

На определенном этапе развития практически-преобразующей деятельности человека в связи с ее усложнением и созреванием соответствующих субъективных и объективных предпосылок, необходимым условиям и ведущим фактором целеполагающей деятельности становится наука как специализированная сфера духовной деятельности, направленная на производство системы объективно - истинных знаний с целью оптимизации человеческой деятельности.

Разумность, рациональность деятельности предполагает учет целостности, всеобщности, максимального многообразия ее конкретных связей. Однако в силу конкретно-исторической ограниченности познавательной деятельности, ее абстрактности, неисчерпаемости связей действительности, открытости и изменчивости условий человеческого бытия наши знания всегда относительны, а деятельность зачастую из рациональной способна становится иррациональной.

139

 

Современная экологическая ситуация отчетливо высветила тот факт, что деятельность современного человека в природе, будучи локально, ситуативно рациональной, является иррациональной, разрушительной в глобальном смысле. Данное обстоятельство наиболее отчетливо обнаруживается и остро переживается в связи с объективной необходимостью перерастания биосферы в ноосферу, когда решающей силой сохранения и развития ее должна стать разумная деятельность людей. Глобальный экологический кризис и угроза экологической катастрофы связаны, как уже было показано, с особенностями индустриальной технологии, источником которой является соответствующая ей наука, развивавшаяся в конкретно-исторических условиях и духовно-практическом пространстве.

К особенностям этой науки (вызванной к жизни индустриальным производством и составляющей его рациональные основание), выражающим ее конкретно-исторические мировоззренческие, методологические и духовно-практические ориентации следует отнести:

  • отрыв субъекта от объекта (объективной реальности) и предельное противопоставление их друг другу;
  • самонадеянно-волюнтаристскую и утопическую установку на возможность абсолютного познания и преобразования природы, полного, не сообразующегося с ее законами, господства над ней;
  • прагматическую направленность, стремление к сиюминутной выгоде без учета отдаленных последствий действий;
  • ориентированность на покорение природы, избирательное и частичное использование ресурсов;
  • тенденцию к редукции, сведению всей полноты человеческого бытия к экономическому, утилитарно-прагматическому измерению, а духовности и разумности к ограниченно понимаемой научности, инструментальному разуму.

140

 

  • усеченное представление об истине, эффективности научной и рациональности практической деятельности;
  • преимущественно сциентистски-технократическое, вещно-объективистское понимание смысла и содержания научного творчества;
  • превалирование в процессе технического целеполагания и проектирования дисциплин физико-химического цикла над гуманитарными дисциплинами и науками, изучающими природную среду, биоценозы, биосферу;
  • доминирование естественнонаучной и, прежде всего, физикалистски-механистической модели и методологии научного познания;
  • безличную направленность науки, стремящейся в интересах объективности устранить все субъективное, человека из картины мира или интерпретировать его исключительно посредством категорий естественных наук;
  • преобладание процесса дифференциации науки над ее интеграцией и преимущественно аналитическая направленность науки, обусловливающие тенденции центробежности и энтропии знания.

Общество относится к числу самоорганизующихся систем, для которых характерно значительное повышение роли информационной причинности над вещественно-энергетическими процессами в обеспечении ее устойчивости, снижении энтропии. Будучи по своей сути и назначению мощным негэнтропийным фактором, традиционная наука (научно-техническая информация) под воздействием указанных особенностей способствует повышению энтропийной составляющей человеческой деятельности в силу чего из преимущественно созидательной и разумной она становится разрушительной, иррациональной по отношению к природе и, в конечном счете, по отношению к человеку.

Все катастрофы антропогенного характера, к каковым относится и современная экологическая, коренятся в головах людей, человеческих душах, их разуме, особенностях сознания. Поэтому пытаться их решать сразу в сфере

141

 

непосредственных практических контактов с природой, на стороне объектов, без перестройки деятельности в идеальном плане, значит "стрелять по теням", воздействовать на следствия, а не причины.

Ближайшим предметом сознания является не сама по себе природа, а отношение человека к природе, которое реализуется в практике, производственной деятельности, и духовное производство и его основной продукт - сознание общества и индивида, выполняющие функции целеполагания и управления человеческим поведением, изменяются вместе с ними.

Обострившееся противоречие между имеющимся уровнем знания и необходимым для экологизации общественной жизни (экологизации техники и технологии, экологического образования и воспитания, экологизации хозяйственного механизма, разработки экологической политики, экологического планирования и прогнозирования и т.д.), порождает необходимость экологизации науки как рациональной основы этого процесса.

Экологизация науки является выражением процесса формирования экологической культуры общества, экологизации сознания и представляет собой исходное условие глобальной рационализации человеческой деятельности, преобразование ее на принципах биосферосовместимости, оптимального подключения производственных процессов, человеческой деятельности к биотическому кругообороту в качестве управляющего звена сохранения и развития биосферы.

Экологизация науки это вызываемый потребностями рационально обоснованного разрешения современных социально-экологических противоречий процесс развития экологической функции науки, переориентации ее на проблемы оптимизации связей между обществом и природой и связанный с этим процесс изменения ее предмета, структуры, категориального аппарата.

142

 

Экологизация науки проявляется в превращение экологической проблемы в одну из ведущих проблем науки; развитии экологической функции во всех отраслях науки; включении во всеобщий предмет науки и предметы отдельных наук экологических связей; выходе экологической проблемы за пределы биологии; возникновении комплексных и интегральных экологических дисциплин, в частности социальной экологии; превращении биологии в одну из лидирующих наук; нарастающих процессах интеграции науки.

Принципы и основные средства экологизации науки.

1. Опережающее нравственно-интеллектуальное развитие человечества.

2. Изменение всего категориального строя науки, дополнение аналитических категорий, отражающих различные формы объективной реальности ("общество", "человек", "природа", "биосфера" и т.д.) синтетическими понятиями, отражающими их единство, взаимопроникновение (ноосфера, биогеоценоз, экотехнологии и т.д.).

3. Дальнейшая переориентация науки с преимущественно предметной направленности на проблемную.

4. Развитие комплексных экологических дисциплин и социальной экологии как интегративной дисциплины и важнейшего условия глобальной рационализации человеческой деятельности.

5. Дальнейшая интеграция наук с целью создания стереоскопической, всесторонней модели взаимосвязи человека с природой; создание необходимых методологических, организационно-научных , социально-экономических и психологических предпосылок данного процесса.

6. Биологизация науки, ускоренное развитие биологии как условия обеспечения биосферосовместимости деятельности человека и решения целого ряда проблем, связанных с адаптивными ресурсами человека.

143

 

7. Гуманизация науки, более активное включение в процесс целеполагания социальных, гуманитарных знаний, направленных на нейтрализацию объективизма, физикализма, сциентизма и технократизма.

8. Дальнейшее развитие моделирующей и прогностической функции науки, позволяющих предвидеть отдаленные негативные последствия человеческой деятельности в природе и управлять экологическими рисками.

9. Подготовка экологических научных кадров высшей квалификации.

10. Разработка проблем экологической этики, этики науки. Совершенствование механизма контроля и ответственности ученых и других субъектов, причастных к разработке и внедрению научных, технических и социальных проектов.

Наука реализует свою функцию источника экологизации производства в различных формах: как фактор совершенствования знаний и экологического образования человека; источник управленческих идей и фактор совершенствования системы управления, организационных и экономических отношений; источник новых технологий. В связи со сложностью самой структуры науки и многообразием ее функций можно выделить следующие основные направления экологизации науки:

  • экологизация общественных, естественных и технических отраслей науки;
  • развитие общей экологии и ее отдельных отраслей;
  • развитие комплексных отраслей экологического знания;
  • развитие социальной экологии и ее отраслей;
  • развитие не только фундаментальных, но и прикладных отраслей экологического знания направленных на практическую реализацию экологических знаний с целью решения современных экологических проблем, обеспечения оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой.
Дизайн :