Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

Глава 9

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Экологическая политика в системе факторов экологизации общественной жизни

Среди системы факторов экологизации общественной жизни и общественного производства как способа ее реализации мы выделили на основе принципа раздвоения единого объективные и субъективные факторы, источники -непосредственные факторы и движущие силы - опосредованные факторы.

Движущие силы - это система факторов, вызывающих, стимулирующих, направляющих экологическую деятельность и различные ее виды (технологическую, научную, экономическую, политическую, образовательную, воспитательную), которые своим действием непосредственно совершенствуют элементы и структуры общественного производства. Существует диалектика взаимоперехода источников и движущих сил друг в друга. Обозначенные в качестве источников виды деятельности, взятые в объективированной форме, будучи опредмеченными в соответствующих структурах (экологической политике, экономике природопользования, системе экологического образования и т.д.), выступают как условия, направляющие, стимулирующие, ускоряющие или замедляющие непосредственную, "живую" экологическую деятельность, т.е. как движущие силы. Взятые в своей непосредственной форме живой деятельности, совершенствующей элементы и структуры общественной жизни в экологически целесообразном направлении, они могут быть рассмотрены как источники.

161

 

К системе движущих сил экологизации общественной жизни относятся следующие факторы:

  • социально-экологические противоречия;
  • социально-экологические потребности;
  • социально-экологические отношения, взятые в контексте социально-экономических отношений;
  • социально -экономические интересы;
  • экологическая идеология и политика;
  • система управления природопользованием;
  • экономический механизм природопользования;
  • правовой механизм природопользования;
  • экологическая культура индивида и общества.

Экологические противоречия как исходная основа экологической активности характеризуются разной степенью напряженности. Стадии развития экологического противоречия отражаются в системе ранее уже упомянутых определенных категорий, отражающих оценку состояния противоречивого взаимодействия между обществом и природой, качество окружающей среды:

  • социально-экологическая ситуация;
  • гармоничная или оптимальная социально-экологическая ситуация;
  • проблемная социально - экологическая ситуация;
  • зона повышенного экологического риска;
  • зона чрезвычайной экологической ситуации;
  • зона экологического бедствия и катастрофы.

Три последние ситуации, связанные со значительным повышением риска (вероятности наступления неблагоприятных последствий) во взаимоотношениях общества и природы, могут быть обозначены как кризисные экологические ситуации. Уже к началу 1997 г. в РФ было зарегистрировано 400 территорий и

162

 

пунктов, имеющих признаки зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Территории этих зон, составляют 15% всей территории РФ. К катастрофическому можно отнести состояние Аральского и Азовского морей. Как кризисное характеризуется состояние Каспийского моря и Ладожского озера. Жизнь четверти городского населения России протекает в неблагоприятной экологической обстановке. Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в крупных промышленных центрах Урала, Кузбасса, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Социально-экологические потребности - социально-экологические противоречия между субъектом и средой разной степени напряженности, выражающиеся в нарушении обмена, динамического равновесия между ними, дезадаптации, которые субъективно переживаются как недостаток, нужда и побуждают к активной деятельности, направленной на восстановление данного равновесия. Будучи осознанными, эти потребности выступают как экологические интересы, мотивы, к анализу которых может быть применен категориальный аппарат теории мотивации.

Социально-экологические отношения - устойчивые связи между субъектами природопользования, возникающие в контексте социально-экономических отношений на основе определенного способа производства и типа природопользования, которые реализуются в деятельности и общении и проявляются как экологические интересы. Основополагающее значение по отношению к системе социально-экологических отношений имеет технологический способ производства, определяющий исторический тип природопользования, отношения собственности на средства производства и природные ресурсы, основные формы которых были названы и охарактеризованы нами ранее и которые определяют характер природопользования.

163

 

Экологические интересы как проявление и субъективное выражение социально-экологических отношений предстают в качестве осознанных, социально опосредованных потребностей социальных групп. Теоретическим выражением экологических интересов выступают экологические идеологии - системы взглядов, идей, выражающих отношение определенных социальных групп к существующим проблемам и противоречиям, а также идеальных проектов, программ, направленных на разрешение этих проблем, закрепление или изменение существующих отношений. Ранее мы говорили о многообразии экологических идеологий - техноцентрических и антитехницистских, антропоцентристских и биоцентристских, оптимистических и пессимистических, революционных и реформистских, "экомарксистских" и "экофиминистских" и т.д. выражающих интересы разных социальных групп современного общества. Общепринятые в обществе идеи и проекты получают нормативное закрепление и становятся духовно-практическим основанием практических политических действий. Начиная с экологической идеологии, мы вступаем в сферу действия субъективного фактора экологизации жизнедеятельности, суть которого в степени осознания социально-экологических противоречий и потребностей, уровне теоретического обоснования идей и их легитимизации, организованности и решимости социальных групп и общества в целом в отношении их осуществления.

Определение социально-экологической политики производно от понимания феномена политики в целом как сферы деятельности, связанной с организацией, регулированием и мобилизацией ресурсов общественного развития. Социально - экологическая политика есть деятельность, связанная с регулированием отношений в сфере природопользования, определением стратегии и тактики, целей и средств экологической деятельности с учетом достигнутого уровня знания экологических закономерностей, интеллектуальных и материальных ресурсов общества. Социально-экологическая политика представляет

164

 

собой концентрированное выражение экологических отношений, экономических и экологических интересов социальных групп.

Цель экологической политики состоит в регулировании отношений в сфере природопользования с целью оптимизации отношений между обществом и природой на современном этапе.

Задачи экологической политики по содержанию совпадают с задачами экологизации различных сторон общественной жизни, сфер природопользования, природно-климатических зон, напряженностью их социально-экологических противоречий и уровнем политики. К основным уровням экологической политики следует отнести глобальный, региональный, национальный и локальный. В качестве средств, методов и основных направлений экологической политики можно выделить: научно-познавательные, технико-технологические, демографические, экономические, организационно-управленческие, воспитательно-образовательные.

Среди принципов социально-экологической политики выделяют две группы - политические (демократичность, гласность, активность, ответственность) и собственно социально-экологические принципы, в основном совпадающие с ранее нами обозначенными принципы социальной экологии, устойчивого развития и охраны природной среды. Наряду с ними называются и такие, отчасти совпадающие с уже названными, как координация экономического развития с экологическими возможностями, использование достижений НТП в соответствии с требованиями сохранения экологического равновесия; формирование системы потребностей нынешних поколений, учитывающих потребности будущих; согласование и интеграция политики разных сфер деятельности с политикой защиты окружающей среды (40.С.341)

К субъектам социально-экологической политики можно отнести государство с его различными органами, хозяйственно-экономические субъекты,

165

 

научно-исследовательские заведения, политические партии, общественные организации, общественные фонды, органы общественной самодеятельности граждан, общественные (социальные) движения.

Социальные движения - это массовые действия представителей одной большой или нескольких социальных групп, направленных на решение определенных общественных проблем и обеспечение групповых или общественных интересов вне рамок установленных институтов. Истоки социальных движений связаны с состоянием социального беспокойства, страха, напряжения, недоверия к государственным институтам, их возможностям эффективного решения возникших проблем.

Современные экологические движения - это неформальные, самоорганизующиеся, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы гетерогенные общественные группы, имеющие целью устранение причин и последствий экологического кризиса. Экологическое движение представляет собой разновидность нетрадиционных общественных движений.

Еще до возникновения современных экологических движений, с начала XIX в. в России действовали различного рода природоохранные движения, объединяющие людей, глубоко осознавших губительность индустриального производства по отношению к природе. В 1924 г. было создано Всероссийское общество охраны природы.

Возникновение и развитие современных экологических движений относится к 60- 80 гг. XX столетия в связи с явно обозначившейся угрозой экологической катастрофы, колоссального общественного резонанса, возникшего в связи с осознанием этой угрозы и понимание неэффективности и недемократичности официальной экологической политики правящих кругов общества. В России в этот период возникали сотни союзных, республиканских и местных экологических формирований, экоклубов, экопостов, экопатрулей, комитетов спасения

166

 

больших и малых рек, озер, морей, отдельных видов животных, ландшафтов и т.д. Широкой известностью пользовались Движение дружин по охране природы, Социально-экологический союз и Экологический союз, зарегистрированная в 1991 г. Российская партия зеленых, зарегистрированный в 1991 г. Экологический фонд СССР, Фонд экологической и социальной гармонии и т.д.

В рамках современного экологического движения выделяют как сугубо природоохранные движения, так политизированные экодвижения, ряд из которых преобразуется в политические партии "зеленых", способные активно влиять на формирование и проведение социально-экологической политики. Экологические движения являются одной из важных форм концентрации разобщенной социальной энергии масс и направления ее на формирование и реализацию экологической политики, решение экологических проблем.

Основными средствами и условиями эффективной реализации экологической политики являются такие факторы как организационно-управленческая система природопользования, хозяйственный и правовой механизмы природопользования и экологическая культура, на которых следует остановиться более подробно.

Дизайн :