Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Это интересно

Глава 10

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Сущность, функции и структура экологической культуры

Обращение к феномену экологической культуры отражает закономерность экологизации культуры на определенном этапе отношений человека с природой. В развитии этих отношений можно выделить ряд стадий.

Синкретическая стадия связана со слабым уровнем выделенности человека из природы, зависимостью от нее и преклонением перед ней, что находит отражение в мифологическом сознании.

На аналитической стадии человек осознает свое отличие от природы, что находит выражение в четком осознании отличия культуры от натуры ("номос" и "физис" в философии софистов) и приходит к противопоставлению культуры как мира искусственного миру природы как миру естественных причинно-следственных связей и идее покорения природы, господства над ней. Эти отношения получают свое выражение в механистическом мировоззрении нового времени, естественных и технических науках как идеальном выражении индустриального способа освоения природы.

Сутью третьего, синтетического этапа, является возращение к единству с природой на новой основе, связанное с нарастанием взаимопроникновения и осознанием взаимной зависимости общества и биосферы в ситуации, когда человеческая деятельность стала планетарной по масштабам и сопоставимой с геологическими процессами по мощи. В этой ситуации деятельность человека не может быть свободной, целесообразной, культурной, если не сообразуется с экологическими критериями. Все это предполагает фундаментальную

переоценку ценностей, представлений о прогрессе, рациональности, эффективности, гуманизме.

Феномен культуры самым тесным образом связан с отношением к природе. Культура возникает, существует и развивается на основе этого отношения и является категорией, фиксирующей специфический (целесообразный, деятельный, творческий) родовой способ связи человека с природой. Этимологически слово "культура" латинского происхождения, восходит к римской античности и изначально обладает экологическим смысловым содержанием. Первоначальное значение данного термина связано с возделыванием, обработкой земли, сельскохозяйственной культурой. В дальнейшем в содержание его включается образование и воспитание, как решающее средство "возделывания", "культивирования" человеческой природы.

В понятии культура отражается не только всеобщее отличие социального способа отношения к природе от биологического, но и характер отношения того или иного общества к природе и общества в целом, поскольку способ отношения к природе в существенной мере определяет и способ отношения людей друг к другу. Особенности природы, ее пространства и времени, ландшафта и ритмов неизбежно отражаются в особенностях хозяйственной деятельности, образе жизни, национальном характере, менталитете этноса, его языке, мифологии, искусстве. Так, слишком расточительная природа, как отмечал К. Маркс, ведет человека как бы "на помочах", не делает вопросом жизни и смерти совершенствование технологии и организации производства. Большие пространства, изобилие ресурсов чаще всего порождают и консервируют экстенсивный тип отношения к природе, который фиксируется в соответствующих стереотипах, передаваемых из поколения в поколение.

Культура образует пронизывающее все общество, его подсистемы, формы деятельности поле, которое формирует его самобытность. Она представляет

собой важный компонент деятельности и механизма общественного производства.

Культура определяется как внегенетический способ наследования значимой информации и программирования человеческого поведения, связанный с духовным производством и его продуктами - сознанием, знанием, ценностями, идеями. Культура растет как бы "корнями вверх" питаясь идеями (идеальными проектами разрешения противоречий человеческого бытия) - продуктами духовного производства. Именно в рамках духовного производства формируются принципы, смыслы, ценности, нормы, образующие своеобразный, генетически не наследуемый "код" цивилизации, определяющий как основной способ деятельности общества в целом, его отношения к миру, так и характер и механизм отдельных сфер деятельности - хозяйственной, социальной, политической. Человеческий мир с его технологической, экономическими, политической и правовой системами представляет собой, в сущности, мир объективированных идей, "предметно представленную психологию" человека. Культура представляет собой системообразующее основание общества, его субстанциональную структуру, которая имеет ментальную природу.

Культура в связи с этим может быть определена как система духовных и объективирующих их материальных ценностей, способов (методов, технологий) их создания и уровень овладения ими. Культура характеризует уровень овладения человеком внешними и внутренними условиями бытия. В этом смысле экологическая культура представляет собой уровень овладения человеком экологическими условиями своего бытия, экологическими знаниями, принципами и методами обеспечения устойчивого развития, гармонизации отношений между обществом и природой, облагораживания природы.

В различных сферах человеческой деятельности - познавательной, технологической, экономической, политической, образовательной, художественной,

203

 

философской, религиозной сущность экологической культуры приобретает различное содержательное преломление. Это позволяет структуироватъ экологическую культуру в соответствии с основными сферами деятельности человека, отраслями и субкультурами субъектов природопользования.

С точки зрения способа бытия экологической культуры представляется возможным говорить о следующих формах реализации культуры:

субъективном, интериорном, идеальном способе существовании культуры в личном и массовом, обыденном и теоретическом сознании;

знаково-символических формах выражения и закрепления экологических знаний, оценок, ценностей, идеалов;

нормативном порядке осуществления различных форм деятельности, общения, познания, формирования личности т.е. принципах, правилах, нормах требованиях, процедурах, технологиях, стереотипах;

опредмеченных, вещественных и невещественных результатах человеческой деятельности.

С точки зрения механизма реализации культурного процесса вообще и экологического в частности обозначенная выше структура экологической культуры получает дальнейшее развитие и приобретает следующий вид:

  • экологическое сознание, в котором основополагающее значение принадлежит экологическим ценностям как "ядру" экологической культуры;
  • знаково -символические формы выражения экологического сознания;
  • возникающие на основе экологических знаний и ценностей экологические нормы, правила, требования;
  • механизм экологической социализации, (образования и воспитаниям, как способ внегенетической передачи экологической информации интернализации ценностей и норм;
  • механизм социального наблюдения и контроля (формального и неформального, общественного и государственного, коллективного и индивидуального, внешнего и внутреннего) за исполнением норм, процессом их интернализации, сохранения и своевременного изменения.

Поскольку два последних элемента (подсистемы) структуры культуры уже рассматривались (в частности, экологическое наблюдение и экологический контроль) и будут нами затронуты и в последующих разделах главы, здесь следует более подробно остановится на первых трех элементах.

Общество как самоуправляемая система характеризуется доминированием информационных связей по отношению к вещественным и энергетическим. Специфической формой информации общества как социальной системы выступают знания - осмысленная и выраженная в знаково-символических формах информация, продуцируемые и трансформируемые в процессе коммуникации (и интерпретации) значения и смыслы. В связи с тем, что субстанциональная структура общества - культура имеет ментальную природу, изменение в процессе духовного производства социальной информации является источником трансформации общества как системы.

У человека как социального существа, в отличие от животного, основным способом программирования поведения (волеопределения, целеполагания) является внегенетический, осуществляемый посредством знания, составляющего основное содержание сознания и продукт познания.

Основное содержание бурно развивающегося на современном этапе экологического сознания являются знания о строении и закономерностях развития экосистем, взаимодействия общества и природы, принципах, методах, оптимизации отношений между ними. Содержание этого знания не может ограничивается рефлексивными и дескриптивными моментами - описанием и объяснением экологических и социально-экологических феноменов, но включает в себя

оценочные, эмоционально-елевые, ценностно-нормативные и конструктивное-проективные его элементы - идеалы, ценностные ориентации, убеждения, верования, прогнозы, программы, мировоззренческие и идеологические формы, ментальные основания, стереотипы.

В формировании экологического сознания участвуют не только научные (естественнонаучные, общественные, гуманитарные, эмпирические и теоретические), но и донаучные (обыденные) и вненаучные знания - философские, религиозные, эстетические, этические.

Философия как духовная квинтэссенция эпохи, учение о всеобщих законах взаимосвязи и развития природы и общества, человека и мира, рассматривает конечное в перспективе бесконечного, единичное в горизонте всеобщего, частное в контексте целого. Она решает основные метафизические, мировоззренческие и методологические вопросы (о положении человека в мире, смысле и назначении его бытия, свободе, познавательных и практических возможностях в этом мире). Философия с ее категориальным строем не просто форма сознания, отражающая мир, а внутренний, интенсивно работающий "орган" культуры, способ вопрошания о предельных основаниях человеческого бытия и постоянного "соизмерения" его с миром опредмеченных сущностных сил и универсальным целым; средство формирования наиболее общих мировоззренческих и методологических установок материальной и духовной деятельности, рефлексии над существующими парадигмально-стилевыми формами мысли и действия и выхода за их пределы в соответствии с развивающейся реальностью и сущностью человека. Экологическая философия, как некая "глубинная экология", способна оказать существенное содействие в экологической переориетации современной науки и практики.

Религия - одна из важнейших вненаучных форм решения фундаментальных метафизических и экзистенциальных проблем человеческого бытия,

регулирования и программирования поведения людей на основе механизмов интуитивного прозрения истины, сверхъестественного откровения, веры, сакрализации и эсхатологизации. Религии принадлежит существенное место в освещении, культивировании и закреплении определенных ценностей, формировании менталитета, определенного типа мироотношения, отношения к земной жизни, природе, материальной и духовной деятельности. Не случайно имеющее явно религиозное происхождение, часто используемое определение культуры через культ, поклонение определенным ценностям. Известно, какое значение отводил мировым религии М. Вебер в утверждении определенного типа мироотношения, хозяйственной этики.

Целый ряд исследователей связывает современные экологические проблемы европейской цивилизации с утверждением христианского монотеизма (утверждающего несамостоятельность, тварность, греховность природы и плоти, идеи ограниченного культурцентризма и антропоцентризма) вместо языческих форм политеизма (с их гилозоизмом, анимизмом, панпсихизмом, тотемизмом, обожествлением природы и ее сил, идеями тождества микро- и макрокосма) и в противоположность восточным формам пантеизма (буддизм, синтоизм, даосизм с их идеями "всего во всем", "недеяния", "невмешательства", "ахинсы" - непричинение вреда живому).

Искусство в широком смысле совпадает с миром культуры как миром искусственного, производимого и удерживаемого человеческим усилием, куда включается не только художественное творчество, но и иные формы деятельности и умения. У древних греков весь этот искусственный мир произведений и связанные с ним формы деятельности (художество, ремесло и т.д.) обозначались одним словом "техне", которое подчеркивало "технологичность" культурных оснований и от которого в дальнейшем и произошло современное понятие "техника". В широком значении слово "искусство" относят к любым

формам деятельности, характеризующихся совершенством, высоким уровнем освоения культуры их выполнения, осуществляющихся с наименьшим усилием, (легко, мастерски, играючи, искусно), что придает им эстетический смысл.

Искусство как специфическая форма сознания и духовно-практического освоения действительности (литература, живопись, музыка, театр, кино), способ решения проблем человеческого бытия посредством художественного воображения, выхода за пределы наличного, открытия сюрреального в реальном, моделирования совершенных, гармоничных ценностных миров обладает колоссальным потенциалом экологизации общественного и индивидуального сознания. Достаточно вспомнить проникновенные, обладающие огромной суггестивной силой произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, В.А. Астафьева и др. с их идеями гармонизации, гуманизации отношений человека с природой, ненасильственного, благоговейного отношения к жизни.

Воля человека к истине выражает стремление к истинному бытию, истинной воле, соразмерной бытию, всесторонне обоснованной и, следовательно, свободной и ответственной. В связи с этим конкретное понимание истины не может ограничиваться научно-познавательными, гносеологическими критериями соответствия субъективного образа исследуемому предмету и праксиологическим критерием полезности. Оно должно включать в себя этические критерии (добро), связанные с ответственным и, следовательно, свободным отношением к другому; эстетические критерии (красота), направленные на поиск совершенных, гармоничных форм отношения частей к целому и друг к другу; экологические критерии. Более того, фундаментальное отнологическое изменение в рамках планеты, связанное с превращением биосферы во "внутренний орган" антропосферы, требует экстраполяции этики и принципа гуманизма на все живое. Этические импликации, отражающие это отнологическое

изменение, явно прослеживаются в работах как философов (представителей философии жизни, М. Хайдегтер и др.), так и ученых. В отчетливой форме эти идеи, которые будут более обстоятельно рассмотрены в последнем разделе главы, представлены в философской и этической концепции благоговения перед жизнью А. Швейцера и учении о ноосфере В. Вернадского.

Наука - специализированная форма сознания и институт, связанные с производством объективного истинного знания в систематической форме. Ее роль доминирующей для современной европейской цивилизации формы духовного производства (ставшей своеобразной квазирелигией этой цивилизации, с которой зачастую отождествляется разум и рациональность вообще) для экологизации сознания трудно переоценить. Основные недостатки современной науки (утилитаризм, сциентизм, ситуативность, волюнтаризм, физикализм и др.), требующие преодоления в целях экологизации, сущность экологизации науки и ее основные направления (бурное развитие экологических наук, изменение категориальной системы науки, гуманизация, этизация, биологизация, прогностизация, интеграция, проблемная направленность; преодоление существующих представлений о рациональности, эффективности, творчестве , прогрессе) уже были обстоятельно нами рассмотрены ранее.

Поскольку знание, как уже отмечалось, выступает средством волеопределения и целеполагания, регулирования человеческого поведения, дескриптивные моменты в нем подчинены конструктивно-проективным, ценностно-нормативным. Иначе и не может быть, поскольку сущность и законы развития какого-либо явления определяют тенденции его развития, возможности их реализации и знание их определяет требования, эффективные процедуры и нормы обращения с этими явлениями. Знания всегда выступают в нашем сознании как образы, наполненные субъективными значениями, которые дифференцируются в зависимости от роли, которую те или иные феномены играют в

нашей жизни. Генерализованные, проверенные практикой оценки и значения объективируются и предстают как ценности.

Ценности - понятие, используемое для обозначения феноменов, воплощающих идеалы, эталоны должного, предпочтительного и выступающих в качестве критериев оценки, принципов целеполагания. Ценности выполняют смыслоопределяющую, ориентирующую и мотивирующую функции, составляют ядро культуры и существуют прежде всего в форме общественных идеалов, ценностных ориентации субъектов, произведений материальной и духовной культуры и способов их создания. Ценности объединяются в определенные целостные системы - менталитет, мировоззрения, идеологии.

Менталитет - целостная система основополагающих исторически устойчивых традиционных ценностных ориентации, предрасположенностей (установок, стереотипов) духовной и практической деятельности, определяющих способ мироотношения этноса, его образ жизни. Менталитет проявляется в иерархии ценностей, характерном способе синтеза бинарных оппозиций (идеальное - материальное, земной - потусторонний мир, священное - светское, индивидуальное - коллективное, традиционное - инновационное) и отношении к основным условиям бытия (природе, труду, половым, возрастным, этническим различиям), определяющим особую стилистику культуры, ее идентичность. Менталитет выступает как коллективное бессознательное, дорефлексивное предпонимание, исходные по отношению к вторичным концептуально-теоретическим его формам. Это своеобразный "геном культуры", стереотипизированные и рутинизированные духовно-практические структуры, исторически менее пластичные, нежели материальные и социальные условия, социально-политические и идеологические формы жизни. В связи с этим ментальные структуры часто выступают в качестве препятствия или причины отчуждения

по отношению к тем проектам, которые не согласуются с ментальными оснований и ритмикой их развития.

Знания, идеи, принципы, ценностные предпочтения, осознаваемые и переживаемые субъектами как личностно-значимые и принимаемые по соображениям достоверности, доверия или веры в качестве мотивов и регулятивов деятельности, представляют собой убеждения - важнейший элемент мировоззрения и идеологии.

Мировоззрение - образующая ядро индивидуального или группового сознания, система взглядов на мир в целом, положение в нем человека и отношение его к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, ценностные ориентации и принципы познавательной и практической деятельности. Мировоззрение всегда выступает как интегрированная на определенной основе система естественно-научных, технических, социально-исторических, гуманитарных и философских знаний. Оно является показателем зрелости индивида или социальной группы, их отношения к природе, труду, другим людям.

Идеология ~ теоретически обоснованная система взглядов, идей, программ деятельности, выражающих интересы определенных социальных групп, их отношение к существующим в обществе проблемам и способам их разрешения и направленных на изменение или закрепление существующей системы отношений.

Идеология - многоярусное образование, в котором можно выделить системы, выражающие общечеловеческие гуманистические ценности, национальные или общенародные идеологии, идеологии определенных классов и групп. Мы .уже говорили о многообразии экологических идеологий (консервативных и реформаторских, антропоцентрических и эксцентрических, оптимистических и пессимистических). Особое значение в современных условиях нарастания

опасности глобальной экологической катастрофы приобретает формирование общечеловеческой экологической идеологии как духовно-практического основания согласованной в глобальных масштабах международной экологической политики.

Более динамичной формой ценностно-оценочного, духовно-практического отношения к разнообразным событиям и фактам действительности в сравнении с ментальными и идеологическими формами выступает общественное мнение. При всем том, что на его формирование оказывает влияние и менталитет, и идеология, общественное мнение представляет собой скорее социально-психологический феномен, систему коллективных представлений, оценочных суждений на те или иные факты и явления повседневности, возникающие проблемы и способы их решения. Общественное мнение - своеобразный постоянно действующий "референдум", "плавильный тигль", в котором на основе повседневного общения осуществляется постоянная оценка и переоценка ценностей, сепарация и селекция (одобрение или "выбраковка") инновационных идей. В современном массовом обществе общественное мнение - существенный элемент в механизме самоорганизации общества, его социокультурной динамике, легитимизации существующих ценностей и норм. Постоянный мониторинг общественного мнения, формирование его и управление им - важнейший канал развития экологической культуры.

Совокупность ценностей, получающих всеобщее признание и санкционирование со стороны общества, предстает как система норм, к основным разновидностям которых относят моральные и правовые нормы, определяющие нормативный порядок. Основные разновидности норм экологического права нами были рассмотрены в последнем разделе предшествующей главы. Моральные нормы как способ регуляции отношений в сфере природопользования предполагается рассмотреть в последнем разделе настоящей главы.

Экологическая культура, рассмотренная здесь нами как способ ценностного освоения природы, представляет собой своеобразный механизм, выполняющий определенные функции, к числу которых можно отнести следующие.

  • Адаптивная функция экологической культуры. Культура вообще выступает как специфический способ адаптации человека к природе. Экологическая культура представляет собой дальнейшее развитие этой функции культуры, в условиях, когда прежние способы адаптации к природе обнаружили свою недостаточность, иррациональность и дисфункциональность.
  • Ценностно-нормативная и регулятивная функция культуры. Культура представляет собой способ ценностного освоения действительности, производства новых смыслов, знаний, ценностей их сохранения и передачи. Ценности -это узы сопричастности человека с человеком и общества с природой, идеальные проекты разрешения существующих противоречий между обществом и природой. Фундаментальная переоценка существующей системы ценностей, изменение ценностного отношения к природе и утверждение на этой основе новой системы норм, регулирующих отношение к природе - одна из важнейших задач экологической культуры.
  • Интегрирующе-дифференцирующая функция. Система общепринятых ценностей является условием социальной интеграции и идентификации. Характер этих ценностей и уровень овладения ими позволяет говорить о различии экологических культур и субкультур.
  • Коммуникативная функция культуры обеспечивает достижение взаимопонимания в процессе обмена информацией между субъектами природопользования на основе единых ценностей, зафиксированных в языке, и тем самым, интеграцию, координацию и консолидацию их. Коммуникативная функция культуры обеспечивает передачу социально значимой информации от поколения к поколению и историческую идентификацию этноса.
  • Социализирующая функция культуры к более подробному освещению которой мы и переходим в следующем разделе.
Дизайн :