Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных...

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки...

Форма входа

Электронная доска объявлений покупаем отходы труб пнд "Центр переработки отходов ПНД".

Это интересно

Экологическая (глобальная) этика

"Два мира есть у человека: один - который нас творил, другой - который мы от века творим по мере наших сил", - писал Н. Заболоцкий. В своей работе "Антропология с прагматической точки зрения" И. Кант отмечал, что основная задача антропологии заключается в ответе на вопросы: "Что делает из человека природа?" и "Что человек, как свободное действующее существо, способен сделать из себя (своей собственной и внешней природы) сам?" (27.С.351). Отмечая тот факт, что человек принадлежит двум мирам - миру натуры, где он несвободен, и миру культуры, где он действует свободно, Кант полагал, что высшей меры свободы человек достигает в сфере нравственности. Здесь он сам себе полагает максимы своей деятельности, исходя из понимания человеческого достоинства, назначения человека и меры ответственности, которую он способен взять на себя.

Всякая культура, как способ социального бытия, представляет собой иерархизированную систему ценностей, в основе которой лежат нравственные ценности, представляющие собой варианты решения последних экзистенциальных вопросов бытия (смысла жизни, значения земной жизни индивида, смерти и бессмертия, счастья) и варианты отношения к себе, взаимоотношений друг с другом в предельно личностно-значимой, свободной, адресованной самому себе форме. Будучи относительно автономными (независимыми по отношению к соображениям экономической и политической целесообразности) и основанными на свободе выбора и понимании человеческого достоинства нравственные ценности обеспечиваются прежде всего наиболее глубокими, внутриличностными формами контроля выражающимися в понятиях и чувствах внутреннего долга, совести, чести, стыда, ответственности, покаяния и др. При этом следует заметить, что критерии нравственного поведения могут выходить за границы существующих в данный момент условий.

Под этикой в широком смысле понимается форма общественного сознания, механизм нормативного регулирования, основанные на представлениях о должном, поддерживаемые общественным мнением и совестью человека. Мы уже отмечали, что стремление человека к истине выражает волю к

истинному бытию, соразмерному его структуре которое не может быть ограничено гносеологическим критерием соответствия субъективного образа предмету и прагматическим критерием пользы. Истинное бытие предполагает эстетические критерии истины, связанные с совершенством, гармонией и этические критерии ответственного, следовательно свободного и гармоничного отношения к другому, обобщенному Другому (обществу), прошлому и будущему Другому (всей культуре) и наконец, другому (иному) обобщенного Другого, его прародине и неизбывному основанию - Природе. Последнее может быть понято как экстраполяция, распространение этического отношения на природу (прежде всего биосферу), представление ей статуса самостоятельной и незаменимой (уникальной, единственной и неповторимой) ценности.

Как показывает история, круг объектов этического отношения постоянно расширялся (иноплеменники, рабы, военнопленные, представители иных рас, иноверцы и т.д.), предметно выражая процесс очеловечивания, гуманизации самого человека. Не могла оставаться вне этого процесса этизации и гуманизации и сама природа, жизнь. Культура как (в терминологии Г. Зиммеля) "сверхжизнь", в силу изначальной глубинной тождественности с жизнью возможна лишь как жизнь, относящаяся (осмысливающая, переживающая и сопереживающаяя ее) к жизни.

Общественная жизнь как сознательная, разумная, деятельно организованная, культурная, и все же жизнь, не могла оставаться равнодушной к своим собственным основаниям и истокам. Выражением этого в современных условиях стала в частности тематизация проблемы соотношения культуры и жизни в ряде направлений научной и философской мысли - представлениях о бытийной несоразмерности современной культуры в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, идеях безжизненности форм культуры и необходимости наполнения их жизнью у представителей философии жизни (Ф. Ницше),

представлениях о репрессивности культуры в фрейдизме. Однако действительная трагедия культуры может заключаться не в ее избыточности, а в недостаточности, поскольку пренебрежительное отношение к природе как своему собственному основанию есть выражение несовершенства культуры.

Первоначально идеи гуманного, ненасильственного отношения ко всякой жизни, вытекающие из представлений о единстве человека и природы, нашли отражение в мифологии, языческом политеизме с их гилозоизмом, анимизмом, панпсихизмом, тотемизмом, обожествлением природы и ее сил, идеями тождества микро- и макрокосма); затем в формам восточного пантеизма (буддизм, синтоизм, даосизм с их идеями "всего во всем", "недеяния", "невмешательства", "ахимсы" - непричинения вреда живому). Представления о том, что европейский гуманизм трансформировался в агрессивный потребительский индивидулизм, нашли отражение в творчестве М. Хайдеггера, Л. Толстого, М. Ганди, А. Швейцера, А. Фромма, Ч. Пирса. В последней половине XX века проблемы формирования экологической (иногда ее называют "новой этикой", "глобальной этикой") этики по известным причинам получили наиболее острое звучание и нашли отражение в работах Д. Козловского ("Экологическая и эволюционная этика", Г.Киефера ("Биоэтика"), И.Фролова и Б.Юдина ("Этика науки") Я.Тинбергена, представителей Римского клуба и др.

Пожалуй наибольший резонанс в последнее время получила идея благоговения перед жизнью А. Швейцера в его работе "Благоговение перед жизнью" непосредственно посвященная философскому обоснованию экологической этики, гуманистического отношения к природе сердцевину которого составляет идея ненасилия. Реальный мир, по Швейцеру, это мир, полный жизни. Начав думать о тайнах своей жизни и связях ее с остальной жизнью человек уже не может не относится ко всему живому иначе как в соответствии с принципом "благоговения перед жизнью". С его точки зрения, для истинно нравственного

человека всякая жизнь священна, даже та, которая, с нашей человеческой точки зрения, кажется нижестоящей.

Экологическая этика - система представлений, норм и принципов, регулирующих отношение человека к природе на основе введения в сферу гуманного отношения и нравственной ответственности животного и растительного мира, экосистем и поколений еще неродившихся людей.

Экологическая этика, ее ценности и нормы выражают идею нерасторжимого единства и взаимной зависимости, коэволюции человека и природы, ответственности человека за сохранение жизни, без чего немыслима гармонизация отношений между обществом и природой на современном этапе. Основными издержками современной цивилизации, ставящими ее на грань экологической катастрофы, в рассматриваемом аспекте являются трансформация гуманизма в антропоцентризм, агрессивный потребительский индивидуализм; ущербность современного рационализма, оборачивающаяся безумием разума в связи с усеченным пониманием истины, творчества, эффективности, прогресса вне эстетических, этических и экологических измерений; утилитарно-прагматическое и агрессивно-потребительское отношение к природе как объекту господства и присвоения; доминирование представлений о смысле бытия как обладании и о богатстве личности как материально-вещном преобладании над другими.

Эти исторически исчерпавшие себя, но поныне господствующие ценностные ориентации и установки, ведущие к деградации естественных условий бытия человека, угрожающие здоровью и жизни человека, способствующие оскудению духовной жизни человека и примитивизации межличностных отношений и ставят в повестку дня разработку глобальной этики, которая должна исходить из ряда следующих, перечисленных ниже принципов:

гармония человека с природой, преодоление противопоставления человека природе, культуры - "натуре";

коэволюционное развитие общества и природы, партнерство во взаимосвязях между ними;

переход от агрессивно-потребительского к облагораживающему типу отношений между людьми и природой;

пересмотр представлений о маркерах престижности и богатства;

самоограничение потребностей вместо потребительства;

перенос свойственного человеку состязательного отношения друг к другу из сферы материальной в сферу духовную, высших форм самореализации, творчески-гуманного отношения к другому человеку и природе;

преодоление антропоцентристской ориентации, признание ценности всего живого и ненасильственного отношения к нему;

любовно-творческое отношение к природе;

сохранение природного и культурного разнообразия;

личная ответственности за сохранение природы каждого и в особенности субъектов, связанных с научным, техническим творчеством и принятием решений в области управления, экономической и политической жизни;

опережающее нравственно-интеллектуальное развитие;

утверждение приоритета нравственного творчества по отношению к другим его формам, приобретающим без него характер центробежных, разрушительных сил.

Без формирования и утверждения экологической этики, экологического образования и воспитания, призванных формировать экологическую культуру, немыслимо экологическое совершенствование науки, техники, управленческого, правового и экономического механизмов природопользования. Вместе с тем, осуществление гуманитарно-экологической революции, формирование

экологической культуры, превращение экологических идеалов в установки и диспозиции личности маловероятно, если они не подкрепляются соответствующим реальным экологическим развитием системы общественных отношений, управления, экономического и правового механизмов.

Дизайн :